Народ, который умеет хранить в веках
и передавать из поколения в поколение святое уважение к рукописной, а подчас и кровью написанной книге

Это огромный показатель культуры и веское свидетельство высокой любви к своим истокам.

Перевести ru
Новости культуры
Новостной портал сферы культуры Республики Дагестан 


Перейти на официальный сайт Министерства культуры РД
Написать письмо

Интерактивная карта культурной жизни Республики Дагестан

Ногайский район

Южно-сухокумск

Тарумовский район

Кизлярский район

Кизляр

Бабаюртовский район

Хасавюртовский район

Хасавюрт

Кизилюртовский район

Кизилюрт

Кумторкалинский район

Махачкала

Махачкала

Новолакский район

Казбековский район

Буйнакский район

Буйнакск

Карабудахкентский район

Каспийск

Гумбетовский район

Унцукульский район

Ботлихский район

Ахвахский район

Хунзахский район

Гергебильский район

Левашинский район

Сергокалинский район

Каякентский район

Избербаш

Цумадинский район

Шамильский район

Гунибский район

Цунтинский район

Тляратинский район

Чародинский район

Лакский район

Акушинский район

Кулинский район

Дахадаевский район

Кайтагский район

Дербентский район

Дербент

Дагестанские Огни

Рутульский район

Агульский район

Табасаранский район

Хивский район

Сулейман-Стальский район

Курахский район

Магарамкентский район

Ахтынский район

Докузпаринский район

О фестивале, и не только…

07 ноября 2014 года

О фестивале, и не только…

Завершился IV Международный фестиваль русских театров республик Северного Кавказа и стран Черноморско-Каспийского региона. Состоялся еще один праздник для души истинных любителей и профессионалов театрального искусства. Его можно было бы назвать парадом театров, открытых для общения, дружеского рукопожатия и откровенного диалога. Это еще одно грандиозное культурное событие на дагестанской земле в Год российской культуры.
Утих шквал эмоций и обсуждений. Теперь можно подытожить все, что было вынесено на фестиваль, и попытаться выделить его основные и наиболее существенные отличия от предыдущих фестивалей.
В течение восьми дней 14 разных театров дали 15 спектаклей различных жанров и тематик: драма и трагедия, комедия и мелодрама, детектив и этюдная фантазия, музыкальная комедия, мюзикл и романтическая драма. Обширна и география городов и стран-участниц: от Москвы, Санкт-Петербурга, Тбилиси и столиц республик Северного Кавказа до болгарского города шутников и юмористов Габрово, столиц Германии - Берлина и Казахстана – Астаны.
Как и на предыдущих фестивалях, естественно, и на этом не все спектакли были равноценными. Были и спорные сценические решения, и небезупречные трактовки отдельных образов, и спектакли, от которых веяло устаревшей театральной эстетикой или проблемами вчерашнего дня.
Дагестанский зритель увидел зрелые, творческие работы, которые «зажигали» аудиторию, вызывали глубокое сочувствие и сопереживание. По окончании многих спектаклей зрители не отпускали артистов, долго аплодировали, особенно молодые не хотели расходиться и обсуждали в своих группах увиденное. Это свидетельствует о качественном росте нашего зрителя. Такая атмосфера зрительного зала говорит о многом: прежде всего у нас растет духовно здоровое молодое поколение с хорошим художественным вкусом, которое проводит свой досуг с умом и пониманием; во-вторых, наш город все более становится культурным центром, где со временем можно проводить и более масштабные культурные мероприятия.
Конкретный разговор о спектаклях фестиваля можно начать с самого первого представления – спектакля Тбилисского драматического театра им. А.Грибоедова «Холстомер». Яркое, зрелищное представление с удивительно пластическими зарисовками и хореографическими номерами, обрамляющими грустное повествование, и трагической историей старого мерина. Проникновенно решенные лирические сцены, новый сценический прием воплощения образа главного героя в трех возрастных проявлениях, целый каскад нравственных проблем, поднимающихся по ходу событий, создавали атмосферу действия и раскрывали содержание происходящего на сцене. 
История лошади – это история униженного, постоянно подвергаемого жестоким испытаниям, но не потерявшего достоинства, трогательного в своей доброте и великодушного существа. Спектакль завершается, а на душе остается щемящее чувство боли и стыда за человека.
А. Варсимашвили инсценировал и поставил толстовскую историю лошади как лирико-драматическую исповедь со светлыми сценами любовных объяснений, и лошадь, не сдавшаяся, не потерявшая силу духа, не сломленная в невероятных переплетениях судьбы, напоминает героев многих классиков - прекраснодушных, добрых, достойных уважения и сочувствия.
Или вновь поразивший нас своей искренностью, правдой сценического существования и техникой игры спектакль московского театра «Выпускники-щукинцы». Это моноспектакль, поставленный по мотивам пьесы известного итальянского автора Александро Барикко «Новченто» лауреатом международных конкурсов режиссером-постановщиком Вячеславом Терещенко в исполнении лауреата международных фестивалей Владимира Жукова.
Выстроенный по тексту и пластике, музыкально выразительный и выверенный по режиссерским мизансценам и актерской игре спектакль-рассказ об уникальном пианисте-самоучке Тиме Тунейсе, попавшем на океанский корабль ребенком и так ни разу не сошедшем на берег.
Под музыку известных джазовых исполнителей мирового масштаба артист-виртуоз доносит авторский текст, то с искренней доверительностью обращаясь в зал, то показывая на эмоциональных всплесках состояние души героя в моменты наивысшего вдохновения и напряжения. Вместе с артистом попадаешь на океанский лайнер, переживаешь шторм, нежишься в штиль, слушаешь голоса птиц, видишь океанских обитателей… Помнится, и на предыдущем фестивале всех, кто видел спектакль щукинцев «Мамочки» В.Зуева, театр поразил глубокой искренностью, правдой вживания в предлагаемые обстоятельства и пластичностью. Высокое сценическое мастерство артистов этого театра подтверждается каждый раз их работой.
Еще один моноспектакль фестиваля «Жена еврейка» по Б.Брехту был показан театром «Русская сцена» в Берлине. Режиссер-постановщик И.Соколова-Гордон, в роли Юдифи выступила артистка И.Бессараб. Это версия театра по известной пьесе Б.Брехта «Страх и отчаяние в третьей империи». Атмосферу запутавшегося, зашедшего в тупик времени и человеческих отношений выражают, передают переплетенные, перекинутые веревки и полотнища, которые по ходу событий пытается распутать героиня. Эта атмосфера доносов, подозрительности, слежки порождает страх и недоверие даже между близкими людьми, из которой стремится вырваться героиня. Сегодня, когда то там, то здесь в Европе зарождаются гнезда неофашизма, обращение берлинского театра «Русская сцена» к пьесе ярого антифашиста – это гражданский поступок, это смелая акция борьбы в международном масштабе, политическая платформа театра, работающего в самой Германии.
Актриса убедительно передает состояние лихорадочного поиска выхода из создавшегося положения человека, попавшего в тиски тотального преследования, глухого недоверия и все туже затягивающейся петли. Высокая степень актерской веры в предлагаемые обстоятельства в убедительной и яркой игре актрисы И.Бессараб держала зрительный зал в напряженной тишине. Хотя надо заметить, что режиссер не нашла финальную точку спектакля, в нем в нескольких сценах возникало ощущение финала.
Из спектаклей русских театров республик Северного Кавказа наибольший интерес вызвал спектакль Грозненского русского театра им. М. Лермонтова. Его спектакль по инсценировке Д. Павлова и его же режиссуре по драматической повести М.Хейфеца«Спасти камер-юнкера Пушкина». Молодой энергичный коллектив справился с поставленной задачей. Спектакль поднимает одну из актуальных проблем школьного образования – подход в обучении, зубрежка, которые прививают отвращение даже к поэзии А. Пушкина. И обыкновенный школьник Питунин (артист А.Хамзатов), которого на всех этапах взросления преследуют образ А. Пушкина и его поэзия, в конце концов будит интерес к личности и судьбе поэта, начинает искать способы спасения поэта от дуэли.
Параллельно в спектакле звучат многие общественно значимые проблемы, с которыми сталкиваются члены общества от школьной скамьи до самостоятельной зрелой жизни. Спектакль показывает теневые стороны жизни одного из этапов советского строя, хотя, надо заметить, автор несколько однокрасочно показывает советский период и школьных учителей. Молодые артисты театра сумели воссоздать и коллективный образ времени, предложенный автором, и индивидуальные характеры школьников, солдат, «учителей», «воспиталки» и даже Пушкина и Дантеса. Спектакль оставляет хорошее впечатление своей сыгранностью и работой артистов, хотя лицевые микрофоны не всегда работали на спектакль.
Завершился фестивальный показспектаклем Московского музыкального театра национального искусства Владимира Назарова, который берет свое летосчисление с 2002 года. Слаженная ансамблевая работа всех создателей спектакля от артистов-виртуозов, крепкой режиссуры, хореографии и музыкантов-исполнителей, все живьем, и все на высоком профессиональном уровне. В основе спектакля – пьеса замечательного драматурга Григория Горина «Поминальная молитва» о грустной судьбе доброго и неунывающего мальчика Тевье – русского человека еврейского происхождения иудейской веры, как сказано о нем у автора.
Театр показал на фоне многообразной деревенской жизни с веселыми и грустными событиями судьбу одной еврейской семьи, добропорядочного семьянина Тевье (заслуженный артист РФ Г.Мушаев), которого выселяют только за то, что он «инородец».
Добротный, многолюдный и многокрасочный спектакль, где хорошая актерская игра сочетается с хорошо выстроенными массовками, в которых каждый отлично поет и пляшет под известные еврейские мелодии, западную авторскую музыку и музыку самого режиссера-постановщика В.Назарова, показал высокий уровень профессионализма коллектива театра в целом.
И то, что финальная точка фестиваля была поставлена спектаклем, где задействованы профессионалы высокого уровня, говорит о продуманности программы выступлений, о логичности показа по нарастающей.
Самой приятной и радостной вехой этого фестиваля для нас, патриотов и граждан Республики Дагестан, стали выступления трех наших театров – Русского, Лакского и Кумыкского. Без всяких скидок, без преувеличения и без ложной скромности наши театры каждый в отдельности и все вместе себя показали настоящими мастерами своего дела. Это мнение всей большой группы критиков из Москвы, мнение наших зрителей и театралов, которые постоянно смотрят спектакли наших театров. И в конце концов это и мое личное мнение как человека, который полвека занимается театральным искусством республики и не так часто поет хвалебные оды нашим театрам.
Старейший из театров Дагестана – Русский драматический театр, который уже вступает в свое 90-летие, представил на суд сложнейшую пьесу Герхарда Гауптмана «Перед заходом солнца», к которой многие именитые театры центральных городов России еще не решили обратиться. Кроме того, на памяти многих современников - выдающиеся исполнители роли главного героя пьесы М. Царев, А.Астангов, Н. Симонов. И эта сложная противоречивая пьеса, которая поднимает непростые философские вопросы, не только в репертуаре театра, он ее выносит и на фестивальный показ.
И наш театр показал свою творческую состоятельность и потенциальные возможности. Народный артист Айгум Айгумов, который давно не выходил на сцену в драматическом спектакле, продемонстрировал великолепную механическую память, выучив огромный текст роли, стал поистине главным идейным центром спектакля, носителем и реализатором авторского замысла.
Артист, который был известен как исполнитель романтических и героических ролей и давно уже не играл в драматическом спектакле, здесь выступает в самом серьезном психологическом образе с романтическим уклоном. Трудоемкий материал, который требовал от артиста и большого исполнительского мастерства, и физических сил, энергии, работы ума и сердца, был преодолен, прожит и пережит на хорошем профессиональном уровне. Перефразируя известную пословицу, можно сказать: «Добрый конь борозды не испортит».
В спектакле многое зависит и от партнеров, которые создают атмосферу в предлагаемых обстоятельствах. В этой связи серьезный рост и совершенно иной уровень актерской игры показала и молодая артистка Ю.Майорова в роли Инкен Петерс. В первом премьерном спектакле актриса была зажата, однообразна. Здесь у ее героини появляются любовь, за которую она борется, характер, чувство собственного достоинства, нежность, переживания, боль, готовность пожертвовать собой.
Достойным противником с напористой силой противодействия прагматика романтическим проявлениям Маттиаса Клаузена (артиста А.Айгумова) весьма внушительно показал себя артист А.Абачараев в роли Эриха Кламрота. Неотесанный, грубый, жестокий и хладнокровный карьерист, он готов идти по трупам, чтобы достичь своей заветной цели – стать хозяином предприятия Клаузена.
Мягкими тональными красками создает образ матери Инкен заслуженная артистка РД И.Давидьянц. Кто более убедительно, кто в меньшей степени, остальные участники спектакля также работают на режиссерское решение последнего периода жизни Маттиаса Клаузена.
Нельзя не заметить и общую культуру оформления спектакля - его сценографию (художник Б.Голодницкий), музыкальное оформление (А.Ильгова), хореографию и костюмы, свет.
Заслуженный деятель искусств России Скандарбек Тулпаров за годы работы в театре создал немало спектаклей - больших полотен, как «Последние» М.Горького, «Дядя Ваня» А.Чехова, «Шамиль» Ш.Казиева, «Ханума» А.Цагарели, «Без вины виноватые» А.Островского, «Полоумный Журден» М.Булгакова и др. И в этом ряду достойное место занимает «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана. На такой драматургии растут и артисты театра, и зрители. Кроме прочего, Тулпаров показал себя большим патриотом. Он создает спектакли, в которых раскрывает неиспользованные возможности приглашенных артистов Кумыкского театра, и не только.
Обрадовал и второй дагестанский театр, выступивший на фестивале, -Лакский. Театр выступил как гость фестиваля и показал спектакль по пьесе Г. Лорки «Дом Бернарды Альбы» (режиссер народный артист РД А.Магомедов). Спектакль – лауреат Международного фестиваля «Сцена без границ» в трех основных номинациях из пяти объявленных. Он же был с успехом показан на ХIV Волковском фестивале в Ярославле. И на этот раз спектакль получил самые лестные отзывы столичных критиков.
Без оформительских излишеств и изысков режиссерских мизансцен спектакль был построен на сугубо актерских возможностях раскрытия конфликта при минимальных вспомогательных средствах. Эта особенность и мастерство артистов были подчеркнуты при обсуждении спектакля критиками. Как и в предыдущих оценках спектакля, критики выделили мастерство старшего поколения (Бернарда – Ж.Динмагомедова, Понсия – Л.Омарова) и добротные работы молодых (Адела – З.Чавтараева, Мартишо – М.Алиева). Подчеркивая ансамблевость решения и продуманность места каждого образа в спектакле, жюри отметило грамотную, профессиональную режиссуру А.Магомедова, который не увлекается сложными мизан¬сценическими решениями, а создает артистам условия для раскрытия сценических характеров.
И третий наш театр, самый молодой из них, для самых маленьких –Дагестанский театр кукол – показал сказочную феерию для взрослых, сказку У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» (режиссер М.Урицкий, художник Н.Данько). Эта волшебная сказка с чудесами и приключениями, со сказочными таинствами, эльфами и феями так весело и красочно обставлена, оформлена и оживлена, что с первых же сцен зритель попадает в мир сказки, таинственных превращений и лесных существ: трехмерные куклы, маски с живым, немасочным выражением и разные по характерным чертам и по особенным, индивидуальным, непохожим, интересным проявлениям персонажи. Волшебный сказочный лес с таинственными существами оживает на наших глазах, творя чудеса и запутывая любовные истории влюбленных пар.
Этот светлый, легкий, сказочно воздушный спектакль, сыгранный весело и споро, с уважением к великому автору и с некоторой долей свободного творческого подхода в прочтении фантастической сказки, стал одним из лучших эпизодов фестиваля. В романтике, фантастике, сквозь символы и аллегории, через условности и невероятные происшествия – стремление к жизненной правде. Спектакль показал, как многокрасочен Шекспир, сколько в нем жизнелюбия и радости, как еще много интересного, нераскрытого в драматургии автора, как еще можно интересно и красочно его поставить. А это умеют делать наши кукольники.
Так прошел фестиваль, который оставил неоднозначные впечатления. Есть о чем поговорить и поспорить по поводу спектаклей «Король Лир», «Африканские вечера», «Две стрелы», «Последнее причастие», но об этом мы говорили на обсуждениях, и вряд ли это интересно читателю.
Главное, мы убедились, что у нас растет хороший театральный зритель, которому можно адресовать сложные сценические полотна. И еще, что наши театры могут выходить на многие престижные международные показы и конкурсы. Для этого у них есть все возможности.
Гулизар Султанова, кандидат искусствоведения


Источник: Газета «Дагестанская правда»

Опубликовать:

вернуться к списку