Народ, который умеет хранить в веках
и передавать из поколения в поколение святое уважение к рукописной, а подчас и кровью написанной книге

Это огромный показатель культуры и веское свидетельство высокой любви к своим истокам.

Перевести ru
Новости культуры
Новостной портал сферы культуры Республики Дагестан 


Перейти на официальный сайт Министерства культуры РД
Написать письмо

Интерактивная карта культурной жизни Республики Дагестан

Ногайский район

Южно-сухокумск

Тарумовский район

Кизлярский район

Кизляр

Бабаюртовский район

Хасавюртовский район

Хасавюрт

Кизилюртовский район

Кизилюрт

Кумторкалинский район

Махачкала

Махачкала

Новолакский район

Казбековский район

Буйнакский район

Буйнакск

Карабудахкентский район

Каспийск

Гумбетовский район

Унцукульский район

Ботлихский район

Ахвахский район

Хунзахский район

Гергебильский район

Левашинский район

Сергокалинский район

Каякентский район

Избербаш

Цумадинский район

Шамильский район

Гунибский район

Цунтинский район

Тляратинский район

Чародинский район

Лакский район

Акушинский район

Кулинский район

Дахадаевский район

Кайтагский район

Дербентский район

Дербент

Дагестанские Огни

Рутульский район

Агульский район

Табасаранский район

Хивский район

Сулейман-Стальский район

Курахский район

Магарамкентский район

Ахтынский район

Докузпаринский район

Роковая красота

29 мая 2014 года

Роковая красота

Лакский государственный музыкально-драматический театр им. Э. Капиева представил премьеру – музыкальную драму «Камалил Башир» по мотивам одноимённой пьесы Абасила Магомеда, в основе которой лежит известная народная легенда о благородном и мужественном юноше-красавце из селения Чох.
Это древнее предание рассказывает о любви, красоте и величии души. Несмотря на то, что действие спектакля происходит в древнем Дагестане, темы, поднятые в нём, проблемы, которые существовали тогда в обществе (неприятие отношения к женщине как к вещи и другие), актуальны, безусловно, и сегодня. Одна из главных целей спектакля, по мнению дагестанского театроведа Гулизар Султановой, - показать обществу, как порой жестоки мужчины к женщинам. Недаром эти мысли вложены в уста одного из главных героев – Али, который обращается к аульчанам с вопросами: «Почему мужчина может любить, а женщина – нет? Она разве не человек?», «Почему мы не ценим своих женщин, ведь от них пошло все живое? Наши матери – тоже женщины!». Но если его слова и нашли отзвук в зрительских сердцах сегодня, то в пьесе собравшиеся на годекане люди его слова всерьёз не воспринимают. В то время это, видимо, было слишком рано.
Тема, связанная с главным героем, наводит зрителя на философские размышления. «Герой, не похожий на всех, новое лицо, которое смотрит на мир совсем по-другому. Камалил Башир в женщине увидел личность, он воспевает ее. Его современники были удивлены его отношением к женщине – он не мог обидеть, нагрубить ни одной из них. Он прекрасен не только своим ликом, но и духовным началом – это человек, который родился раньше своего времени, поэтому общество не готово принять его», – отметила Г. Султанова.
Герой, который отличается от всех своими мыслями, возвышенными, наполненными поэзией чувств, отличается еще и роковой красотой, которая впоследствии становится причиной его смерти. Глядя на то, как общество в ауле относится к этому не похожему ни на кого юношу, понимаешь, как отвергаются люди и мысли, возникающие в неподходящую эпоху. Смотришь на творящийся на сцене хаос непонимания и невольно проводишь аналогии с днём сегодняшним, задаёшься вопросом: «А разве в наши дни не так?». «Так» - отвечаешь сам себе. Только, может, немного изменились, усовершенствовались средства расправы.
Финал пьесы весьма символичен. Главный герой страдает из-за того, что явился предметом раздора в селе, поэтому просит отца убить его. Ибо и после смерти не хочет оставлять своим родителям кровника. Даже в конце жизни он остаётся благородным. Поэтому из конфликта с аульчанами в итоге выходит победителем: его душа в отличие от них осталась чистой. Недаром его могила, по легенде, стала местом паломничества.
Вся эта величественная красота древней легенды вдохновила многих профессионалов принять участие в создании спектакля. Каждый из них сделал все зависящее от себя, чтобы увиденное надолго запомнилось зрителям.
Режиссерами-постановщиками драмы «Камалил Башир» стали народный артист Дагестана Аслан Магомедов и заслуженный артист России Муса Оздоев, украсивший постановку великолепными танцевальными номерами.
Чарующие, словно дышащие историей, помогающие зрителям перенестись в инобытие древнего Дагестана декорации к спектаклю создал заслуженный художник Дагестана Ибрагим-Халил Супьянов.
Ну и, конечно же, невозможно представить столь драматичного действа без музыки. Сильную, наполненную невыразимой в словах мощью музыку к спектаклю написал народный артист России Ширвани Чалаев.
Перенестись зрителю в жизнь древнего Дагестана помогали и костюмы актёров, выполненные по эскизам Фатимы Гаджибековой. Расшитые серебром, красивым узором, они приковывали внимание, и невольно приходилось ловить себя на том, что их хочется разглядеть, увидеть детали.
Не обманула ожиданий зрителей и актёрская игра. Особенно главного героя. Конечно, зрителей волновал вопрос: «А так ли сказочно красив будет главный герой, как это описывается в легенде?». Режиссёры-постановщики, выбрав на роль Башира артиста А. Мурадова, ответили на него однозначно: «Да!». Актёру так же хорошо удалось передать поэтическую суть своего персонажа, его отрешённость от мирской суеты, его духовную возвышенность.
Смелым и по-настоящему близким зрителю оказался и образ Али (артист Н. Юсупов). Он сумел передать всю сложную палитру чувств своего героя, призывающего аульчан избавиться от мракобесия.
Новым персонажем в драме Лакского театра (в легенде этого нет) стал дьявол. Причём его образ – сквозной. Артист Театра оперы и балета А. Курбанмагомедов в образе дьявола надолго запомнится зрителям. Чем же? Прежде всего блестяще схвачен образ, его инфернальная суть. Каждый раз при его возникновении аура вездесущего зла наполняла сцену. Глядя на то, как демон добивается своего (заставляет аульчан убить Башира) и скачет в вакханальной победной пляске, понимаешь, как опасно покоряться дьяволу внутри нас.
«Камалил Башир» стал одной из ярких премьер Лакского театра. Благодаря синтезу хореографии и актёрской игры он запомнится надолго. А поднятые в спектакле проблемы и темы, актуальные во все времена, будут наводить на размышления. И самое ценное, чего добились постановщики, – заставили зрителя думать.

Источник:  Газета "Дагестанская правда"

Опубликовать:

вернуться к списку