Народ, который умеет хранить в веках
и передавать из поколения в поколение святое уважение к рукописной, а подчас и кровью написанной книге

Это огромный показатель культуры и веское свидетельство высокой любви к своим истокам.

Перевести ru
Сетевое издание
Новости культуры:
Новостной портал Министерства культуры Республики Дагестан 

Учредитель сетевого издания - Министерство культуры Республики Дагестан 


Перейти на официальный сайт Министерства культуры РД
Написать письмо

Интерактивная карта культурной жизни Республики Дагестан

Ногайский район

Южно-сухокумск

Тарумовский район

Кизлярский район

Кизляр

Бабаюртовский район

Хасавюртовский район

Хасавюрт

Кизилюртовский район

Кизилюрт

Кумторкалинский район

Махачкала

Махачкала

Новолакский район

Казбековский район

Буйнакский район

Буйнакск

Карабудахкентский район

Каспийск

Гумбетовский район

Унцукульский район

Ботлихский район

Ахвахский район

Хунзахский район

Гергебильский район

Левашинский район

Сергокалинский район

Каякентский район

Избербаш

Цумадинский район

Шамильский район

Гунибский район

Цунтинский район

Тляратинский район

Чародинский район

Лакский район

Акушинский район

Кулинский район

Дахадаевский район

Кайтагский район

Дербентский район

Дербент

Дагестанские Огни

Рутульский район

Агульский район

Табасаранский район

Хивский район

Сулейман-Стальский район

Курахский район

Магарамкентский район

Ахтынский район

Докузпаринский район

-->

Очередная встреча философского клуба "Время и бытие" состоялась в Национальной библиотеке

20 ноября 2015 года

Очередная встреча философского клуба "Время и бытие" состоялась в Национальной библиотеке

17 ноября прошла очередная встреча дискуссионного философского клуба "Время и бытие". С докладом выступил организатор клуба, магистр философии Джамирза Магомедов.

Что-такое-интеробъективность».jpg

Темой встречи была теория французского философа Бруно Латура.

Что-такое-интеробъективность»_1.jpgБруно Латур (фр. Bruno Latour) — французский социолог науки и философ, автор таких известных книг, как «Нового Времени не было. Эссе по симметричной антропологии», «Лабораторная жизнь» и «Наука в действии».

Родился 22 июня 1947 года в Бургундии, в семье виноделов. Получил философское и антропологическое образование. Читал лекции в Лондонской Школе Экономики и на кафедре истории науки Университета Гарварда. Бруно Латур — доктор наук, связан с Центром организационной социологии, вице-президент его исследовательской деятельности. Он является автором книг: «Лабораторная Жизнь» (1979), «Пастеризация Франции» (1984), «Любовь к технологии и эссе относительно симметрической антропологии, Нового Времени не было». В 1987 Латур публикует «Науку в действии: Как следовать за учеными и инженерами через общество» — один из значимых текстов социологии.

Основной вопрос данной теории заключается в том, кого считать актором социального действия, так вот, данная теория признает материальные объекты повседневности такими же активными участниками взаимодействия как и людей. Если, к примеру, интерсубъективность образует поле субъектов, человеческих индивидов объединенных единой предметностью сознания, и важным аспектом интерсубъективности является аналогизирующая апперцепция, то интеробъективность понимает и людей и вещи как единое поле взаимодействия, которая распределяет социальную активность на обе обозначенные категории.

Определением общественной науки, по Латуру, занимается «исследование науки и технологии». Латур выделяет ряд трудностей, связанных с изменением социально интерпретируемых феноменов. Идея социальной интерпретации заключается в «замещении истинного содержания объекта функциями общества», причем такое замещение либо разрушает объект, либо игнорирует его. Особенность социальной интерпретации состоит в рассмотрении объектов исключительно с точки зрения общества, тогда как «общество ничего не объясняет, оно само должно быть объяснено». Таким образом, Латур выделяет первую трудность социальной интерпретации: «выйти за рамки общественного», чтобы увидеть истинную суть предметов. Однако с исчезновениями трудностей, как пишет Латур, исчезнут и сами цели общественных наук.

Сабир Гейбатович Гейбатов, философ и скульптор отметил, что концепция интеробъективности приближается к структурализму в отношении понимания фреймирования. Основное различие между структурализмом и интеръобективизмом заключается в отношение к объекту, если структурализм смотрит на объект как на фетиш, разделяя объект на "хороший" и "плохой" объекты соответственно, под первым понимая овеществленность индивидуальных и коллективных способностей, отсылающих к производству и человеческому желанию, а под вторым понимая объект как фетиш, спиритуалистический объект, отрицающий творческую активность человека, то интероъбективизм смотрит на объект как на часть фрейма обуславливающего социальное взаимодействие.

Вторая проблема заключается в дефиниции науки и определения понятия общества. Латур акцентирует внимание на подражании общих наук естественным. Однако объекты изучения и тех и других различаются в том плане, что в естественных науках объекты не «просто вещи», а существующие объективно по своим внутренним природным законам предметы, не подверженные тому, что о них говорит ученый, и действующие в не зависимости от его ожиданий. А объектом общественных наук являются, прежде всего, люди, не всегда способные противостоять и «идти на уступки» ученым. Такое несоответствие между интересами ученых и поведением непокорных им объектов природы Латур называет «научными войнами». Причиной подражания естественным наукам является существование у общественных наук своего «естественнонаучного двойника» (кроме социологии).

Что-такое-интеробъективность»_2.jpg

От лица участников обсуждения хотелось бы поблагодарить Сабира Гейбатовича, позволившего глубже понять заявленную тему в связи с концепциями феноменологии, структурализма, постструктурализма и других концепций. Участники обсуждения проявили подлинный интерес к обсуждению, приятно, что среди них были студенты факультета психологии и философии ДГУ. Всем большое спасибо!

 

Всех заинтересовавшихся клубом "Время и бытие" приглашаем на встречи в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова (3-й этаж) по вторникам в 18.00.

Опубликовать:

вернуться к списку