Народ, который умеет хранить в веках
и передавать из поколения в поколение святое уважение к рукописной, а подчас и кровью написанной книге

Это огромный показатель культуры и веское свидетельство высокой любви к своим истокам.

Перевести ru
Сетевое издание
Новости культуры:
Новостной портал Министерства культуры Республики Дагестан 

Учредитель сетевого издания - Министерство культуры Республики Дагестан 


Перейти на официальный сайт Министерства культуры РД
Написать письмо

Интерактивная карта культурной жизни Республики Дагестан

Ногайский район

Южно-сухокумск

Тарумовский район

Кизлярский район

Кизляр

Бабаюртовский район

Хасавюртовский район

Хасавюрт

Кизилюртовский район

Кизилюрт

Кумторкалинский район

Махачкала

Махачкала

Новолакский район

Казбековский район

Буйнакский район

Буйнакск

Карабудахкентский район

Каспийск

Гумбетовский район

Унцукульский район

Ботлихский район

Ахвахский район

Хунзахский район

Гергебильский район

Левашинский район

Сергокалинский район

Каякентский район

Избербаш

Цумадинский район

Шамильский район

Гунибский район

Цунтинский район

Тляратинский район

Чародинский район

Лакский район

Акушинский район

Кулинский район

Дахадаевский район

Кайтагский район

Дербентский район

Дербент

Дагестанские Огни

Рутульский район

Агульский район

Табасаранский район

Хивский район

Сулейман-Стальский район

Курахский район

Магарамкентский район

Ахтынский район

Докузпаринский район

-->

Доклад Заремы Бутаевой «Проблемы сохранения объектов культурного наследия в Республике Дагестан» в рамках совещания в Дербенте

28 августа 2014 года

Доклад Заремы Бутаевой «Проблемы сохранения объектов культурного наследия в Республике Дагестан» в рамках совещания в Дербенте

Культурное наследие наших народов является духовным, культурным, экономическим и социальным капиталом невосполнимой ценности. Оно питает современную науку, образование, культуру и является одним из главных оснований любой нации для самоуважения. Материальные памятники истории и культуры, в которых воплощено общее прошлое народов России, являются одной из основ укрепления единого культурного пространства страны как фактора сохранения ее государственной целостности, преодоления изоляционистских, сепаратистских и националистических тенденций.
Утрата культурных ценностей зачастую невосполнима и необратима. Любые потери культурного наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей – основа развития цивилизации.
Историко-культурное и природное наследие в их совокупности – это специфический и важный экономический ресурс Республики Дагестан, он может стать не только фактором развития духовной жизни, но и одним из перспективных направлений стимулирования социальной политики и развития экономики в регионе, создания и укрепления его позитивного имиджа.
Еще в 2003 году решением ЮНЕСКО памятникам истории и культуры, расположенным в городе Дербенте, определены критерии – «уникальные и исключительные для цивилизации», а также – «выдающийся пример конструкции и архитектурного ансамбля» и присвоен статус памятника Всемирного наследия с номинацией «Цитадель, Старый город и крепостные сооружения Дербента».
По количеству и значимости объектов культурного наследия Дагестан занимает особое место в Российской Федерации.
В «Перечень объектов культурного наследия, подлежащих государственной охране, расположенных на территории Республики Дагестан» включено 6483 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), из них: объектов культурного наследия федерального значения 1969, регионального значения 4514, также вновь выявленные – 2279.
В 2010 году приказом Министерства культуры РФ утвержден список поселений, получивших статус «историческое». В этом списке всего 41 населенный пункт, в том числе и наш древний Дербент, 2000-летие празднования которого намечается в следующем году.
Также в этом году вышло Распоряжение Правительства РФ от 06.02.2014 N 153-р «Об отнесении выявленного объекта культурного наследия "Достопримечательное место "Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента" к объектам культурного наследия федерального значения».
Подписанное распоряжение позволит обеспечить государственную охрану не только памятников истории и культуры, используемых музеем-заповедником, но и окружающей его историко-архитектурной среды исторического центра города Дербент, а также даст возможность музею и городу в целом нормально работать в области сохранения и реконструкции многочисленных достопримечательностей края, а также готовиться к грядущему большому юбилею.
Сохранение и популяризация богатого культурного и исторического наследия является залогом туристской привлекательности региона.
К сожалению, в настоящее время для значительной части памятников истории и культуры существует реальная угроза разрушения или полного уничтожения в результате прямого или косвенного воздействия хозяйственной деятельности человека, а также из-за недостаточной охраны от разрушительных воздействий природных процессов.
Острота этой ситуации во многом обусловлена небольшими объемами работ по поддержанию памятников и все шире распространяющейся их бесхозностью. Подобное характерно не только для Дагестана. Это общая ситуация по стране. Большое количество памятников нуждается в срочных мерах по спасению от разрушения, повреждения и уничтожения в результате проявления различных негативных явлений и процессов, включая экологические.
Серьезные проблемы сложились и в области государственной охраны и сохранения объектов археологического наследия. Памятники археологии наиболее подвержены разрушению при проведении земельных, дорожно-строительных и иных хозяйственных работ.
Однако необходимо отметить, что за последние несколько лет ситуация в сфере сохранения объектов культурного наследия значительно улучшилась.
Министерством культуры проводится определенная работа в этом направлении. 
Осуществляется работа по разграничению объектов культурного наследия по форме собственности. В настоящее время из 6483 объектов культурного наследия подлежащих государственной охране – 1846 памятников археологии являются государственной собственностью, по которым необходимо осуществить мероприятия по определению границ территории и их охранных зон для последующего внесения сведений по ним в Кадастровую карту. В судебном порядке определена федеральная собственность на 25 памятников истории и культуры федерального значения, расположенные в г. Дербенте, с включением в их пообъектный состав 175 объектов культурного наследия - ранее ошибочно отнесенных к отдельным объектам культурного наследия регионального значения. Подготовлены материалы к распоряжению Правительства Российской Федерации и осуществлено разграничение собственности по историко-архитектурному комплексу село Тинди с пообъектным составом 29 объектов и 14 жилых домостроений, ранее ошибочно отнесенных к объектам федеральной собственности. Уточнено количество объектов культурного наследия, находящиеся в республиканской, муниципальной и частной собственности.
В 2010-2011 годах за счет средств ведомственных расходов Министерства культуры РД проведена инвентаризация и определение границ территорий и зон охраны 219 памятников архитектуры, в том числе 29 объектов культурного наследия федерального значения, расположенных в г. Дербенте. Материалы по установлению границ территорий и зон охраны направлены в Министерство культуры РФ на утверждение;
 - в 2012 году за счет средств ФЦП «Культура России» проведена инвентаризация с определением границ территорий 106 памятников археологического наследия, расположенных в Бабаюртовском, Хунзахском и Буйнакском районах;
 - в 2012 году за счет средств ФЦП «Культура России» проведена инвентаризация с определением границ территории по крупнейшему памятнику археологического наследия «Паласа-сыртский курганный могильник».
- в 2012 году за счет средств ведомственных расходов Министерства культуры РД проведена инвентаризация с определением границ территории 36 объектов культурного наследия.
Таким образом, работами по инвентаризации памятников истории и культуры охвачены только 362 объекта культурного наследия, что составляет 5,6% к общему памятников истории и культуры. Подготовка материалов для внесения сведений в Реестр для последующей их регистрации в Реестре не осуществлялась. 
В 2014 году предусмотрено за счет средств государственной программы «Развитие культуры в Республике Дагестан на 2013-2017 гг.» осуществить инвентаризацию 30 объектов культурного наследия. В соответствии с «Дорожной картой» необходимо осуществить подготовку материалов для внесения сведений в Реестр по 540 объектам культурного наследия, включая их инвентаризацию.
В реализации государственной программы и «Дорожной карты» показатели охвата проведенной инвентаризацией памятников будет достигнуты до 14,4%. А также будет проведена регистрация объектов культурного наследия в Реестре 540 объектов культурного наследия, расположенных на территории республики. 
План реализации мероприятий государственной программы «Развитие культуры в Республике Дагестан на 2013-2017 гг.» предусматривает в течение 5 лет осуществление работ по инвентаризации, установлению границ территорий, разработки проектов зон охраны и режимов их содержания, а также внесение сведений в Реестр 142 объектов культурного наследия.
«Дорожной картой» предусматривается поэтапное проведение работ до 2018 г. по подготовке материалов и внесения сведений по 1683 объектам культурного наследия для их последующей регистрации в Реестре, что составляет около 26% от всей численности памятников истории и культуры, расположенных на территории Республики Дагестан. Минимальный расчетный объем необходимых средств, для осуществления работ по внесению 1683 объектов наследия в Реестр, составляет 478, 8 млн. рублей. Однако достичь указанные показатели, без отсутствия должного бюджетного обеспечения не представляется возможным.
В последние годы по-новому происходит оценка исторического наследия, возвращаются многие ранее забытые имена и исторические события, восстанавливаются религиозные памятники и святыни. В Дагестане можно отметить реставрационные работы на одной из старейших мечетей в нашей стране Джума-мечети VIIIв. в с.Кумух, древний христианский храм в с. Датуна XI-XII вв. в Шамильском районе и ведущиеся в настоящее время масштабные работы по реставрации в древнем Дербенте.
Содержание, реставрация, консервирование такого большого количества объектов весьма обременительно и в сегодняшних экономических условиях превышает возможности федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Сложившееся положение — не только результат ничтожного финансирования объектов наследия, но также и то, что основой законодательного права у нас в России было верховенство государства над обществом в деле сохранения национального достояния. В нынешних условиях развития страны взваливать проблемы сохранения национального достояния народов России только на плечи государства было бы неправильным подходом. 
В условиях современной России проблему финансирования работ по сохранению наследия наряду с государством или частными собственниками могло бы взять на себя и общество: малый, средний и крупный бизнес, инвесторы, меценаты, просто граждане, заинтересованные в сохранении прошлого и думающие о будущем своей страны. Мировая практика показала, что в этом секторе могут быть привлечены немалые финансовые ресурсы для благотворительных целей.
Одной из основных причин, тормозящих развитие инновационных негосударственных форм сохранения наследия в России, таких, например, как доверительное управление объектами наследия, создание национального траста по сохранению наследия, использование концессионных соглашений и др., является несовершенство отечественного законодательства в этих областях, отсутствие необходимых подзаконных актов для реализации Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия», отсутствие разработанных налоговых льгот для осуществления благотворительной деятельности по восстановлению и сохранению исторических объектов.
Использование механизмов государственно-частного партнерства, спонсорства и частные инвестиции в сфере сохранения культуры окажут положительный эффект на решение проблемы сохранения историко-культурного наследия. Под государственно-частным партнерством понимается мобилизация частного капитала и знаний для решения государственных задач.
Государственно-частное партнерство как концепция сотрудничества государства и частного сектора в общественно значимых областях представляет значительный потенциал для развития сферы культуры. Несмотря на разнообразие конкретных форм, основополагающий принцип государственно-частное партнерство остается неизменным - государственные активы передаются на временной основе в распоряжение частного бизнеса, который извлекает выгоду из оказания общественных услуг, но принимает на себя инвестиционный риск, связанный с этой деятельностью. При этом сохраняется контроль государства за объемом и качеством предоставляемых на основе государственно-частное партнерство услуг. Принципы такого контроля определяются в контракте между частной компанией и представителем государственной власти.
Сложность всех вышеуказанных проблем требует комплексного, системного подхода к их решению и незамедлительных действий по применению юридических и экономических механизмов для защиты объектов культурного наследия.

Опубликовать:

вернуться к списку