Народ, который умеет хранить в веках
и передавать из поколения в поколение святое уважение к рукописной, а подчас и кровью написанной книге

Это огромный показатель культуры и веское свидетельство высокой любви к своим истокам.

Перевести ru
Сетевое издание
Новости культуры:
Новостной портал Министерства культуры Республики Дагестан 

Учредитель сетевого издания - Министерство культуры Республики Дагестан 


Перейти на официальный сайт Министерства культуры РД
Написать письмо

Интерактивная карта культурной жизни Республики Дагестан

Ногайский район

Южно-сухокумск

Тарумовский район

Кизлярский район

Кизляр

Бабаюртовский район

Хасавюртовский район

Хасавюрт

Кизилюртовский район

Кизилюрт

Кумторкалинский район

Махачкала

Махачкала

Новолакский район

Казбековский район

Буйнакский район

Буйнакск

Карабудахкентский район

Каспийск

Гумбетовский район

Унцукульский район

Ботлихский район

Ахвахский район

Хунзахский район

Гергебильский район

Левашинский район

Сергокалинский район

Каякентский район

Избербаш

Цумадинский район

Шамильский район

Гунибский район

Цунтинский район

Тляратинский район

Чародинский район

Лакский район

Акушинский район

Кулинский район

Дахадаевский район

Кайтагский район

Дербентский район

Дербент

Дагестанские Огни

Рутульский район

Агульский район

Табасаранский район

Хивский район

Сулейман-Стальский район

Курахский район

Магарамкентский район

Ахтынский район

Докузпаринский район

-->

Хроника кинематографии на страницах «Русского зарубежья»

21 апреля 2016 года

Хроника кинематографии на страницах «Русского зарубежья»

В рамках Года кино и предстоящей «Библионочи» отделом редких книг Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова подготовлена экспозиция изданий из коллекции им. А. Солженицына.

2016 год объявлен Годом российского кино, главная задача которого – популяризация и повышение качества отечественного киноискусства.

Основная цель – увеличение выпускаемых в России кинофильмов и продвижение киноискусства в регионы страны.

Становление российского кино происходило тяжело и долго, так как оно родилось уже при развитом кино в других странах: Америке, Франции, Англии, Германии, Дании, Италии и др.

Выпуск первых фильмов, несмотря на крайнюю примитивность «экранизации», достиг сразу внушительных результатов, особенно к началу Первой мировой войны. Россия гордилась своим кинематографом, доказывала свою возможность быть на уровне мирового кино. Российское кино всегда было связано со всеми историческими процессами, происходящими в стране и в мире вообще. Кинематограф России всегда шёл от позиции добра, как и вся русская культура, поэтому кино в России всегда было любимым видом искусства нашего народа.

В 1995 году киноискусству исполнилось сто лет. Нет сегодня государства, где не создавались бы кинофильмы – игровые, документальные, научные, анимационные, телевизионные, кассетные, экспериментальные, любительские – всякие. Учесть их практически невозможно. В год их выпускается десятки тысяч, а может быть, и сотни тысяч. Будь ты богатый или бедный, вне зависимости от твоих вкусов, ты всё равно будешь интересоваться различными фильмами.

История развития кинематографа в России

В мае 1896 г. в Москве готовились к проведению пышной коронации нового императора – Николая II. В старой столице собралось множество фотографов-корреспондентов газет, получивших для этого специальное разрешение. Среди них был и парижский оператор Камилл Серф, направленный в Москву Луи Люмьером для съёмок коронации российского императора с помощью нового аппарата. Об этом 5 мая и написала газета «Новости дня», отмечая, что всё происходящее на коронации будет фиксироваться на особой движущейся ленте. Таким образом, изобретение Люмьера оказалось в России менее чем через полгода после первого публичного сеанса в Париже.

Первые демонстрации фильмов в России состоялись весной 1896 г. в Петербурге в летнем саду «Аквариум» и в Москве – в театре «Эрмитаж». В Москве в конце 1897 г. появилось сообщение об открытии на Красной площади в Верхних торговых рядах «Электрического театра». Он и был первым в России синематографом, который предназначался для демонстрации кинематографических лент.

Вначале развитие российского кинопроизводства тормозилось потоком иностранных лент, но оно постепенно начинает налаживаться – регулярное производство фильмов появляется в стране с 1907–1908 гг. Это время было непростым для России – только что закончилась революция 1905 г., в стране наступили годы реакции. Постепенно начинает возрождаться экономика, и внимание предпринимателей привлекает новая область – кинематограф.

Советское киноискусство по понятным причинам отсчитывало свою историю от Октябрьской революции, между тем к 1917 году в России существовала развитая кинопромышленность, и огромная её часть укрылась от национализации в Берлине, Париже, Америке. Там она с переменным успехом существовала ещё долгое время, пытаясь прижиться на местных рынках и давая возможность заработать на кусок хлеба многим представителям русской эмиграции – от звезды немого кино Ивана Мозжухина, снимавшегося в Голливуде для студии «Юниверсал», до бывших генералов и предводителей дворянства, игравших самих себя в массовке.

Книги, экспонируемые редким фондом, – из коллекции Фонда русского зарубежья им. Солженицына. Выставка рассказывает об истории русского зарубежного кинематографа.

Автор нескольких изданий – Рашит Марванович Янгиров (1954, Уфа – 2008, Москва) – российский историк кино и литературовед, специалист в области кинематографа русского зарубежья.

Вот некоторые из представленных книг:

Янгиров Р.М. Хроника кинематографической жизни русского зарубежья: в 2 т. / Рашит Янгиров [предисл., подгот. текста З.М. Зевиной; справочн. аппарат З.М. Зевиной, Т.П. Сухман]. Т. 1: 1918–1929. Т. 2: 1930–1980.

«Хроника…» – многолетний незавершённый и публикуемый посмертно исследовательский труд P.M. Янгирова.

Рашит Янгиров прожил всего 56 лет, так и не успев закончить одно из своих главных дел – «Хронику кинематографической жизни русского зарубежья». Этот огромный труд завершила и довела до издания вдова Янгирова Зоя Зевина.

Итак, два больших тома, только что вышедших в московском издательстве «Русский путь». Первый охватывает период с 1918 по 1929 г., второй – с 1930 по 1980-й.

Перед нами огромное полотно, связанное с жизнью кинематографа русской эмиграции и продвижением на экраны Запада советского кино. Начинается всё с сообщения о приглашении Ивана Мозжухина и Веры Холодной для съёмок в Голливуде, опубликованного в листке «Театральная жизнь» 13 февраля 1918 г., и заканчивается некрологом Ольге Чеховой, появившимся в русской нью-йоркской газете «Новое русское слово» 6 апреля 1980 г.

Здесь и репортажи со съёмочных площадок Европы и Америки, и беседы с Шаляпиным, Мозжухиным, Хмарой, актёрами, художниками, кинопродюсерами и актрисами, извещения о проведении недель русского кино в разных странах и в разные года, статьи о бесконечных премьерах в мире, который мы слишком долго не знали, потому что он часто значился по списку «врагов народа». Бездонной планеты российского изгнания.

Кто сейчас помнит, кроме специалистов, имена режиссёров Александра Санина или Вячеслава Туржанского? Или декоратора и кинохудожника Андрея Андреева, в конце концов вернувшегося в СССР? Или актёра, родственника великого художника, Григория Григорьевича Ге и великого мастера кино Александра Волкова, поставившего легендарный фильм «Белый дьявол» по повести Толстого «Хаджи-Мурат»? Деяния этих и сотен других, ещё менее известных мастеров киноэкрана возвращаются к нам в двухтомнике «Хроника кинематографической жизни русского зарубежья».

В первый том «Хроники...» включены материалы о периоде немого кинематографа – 1918–1929 гг.

Второй том охватывает период 1930–1980 гг. Основной объём тома составляют материалы, относящиеся к 1930-м гг. Также в томе представлена информация и о более поздних событиях – периода Второй мировой войны и послевоенного времени. Книга иллюстрирована уникальными материалами из архива Р.М. Янгирова.

Необъятный Рязанов / сост. Т. Г. Исканцева. – Москва: Вагриус, 2002. – 191 с.: фот.

Это уникальное издание посвящено знаменитому режиссёру российского кино Эльдару Рязанову, говорить о котором много нет нужды. Приурочено оно к 75-летнему юбилею этого замечательного человека. Своими повествованиями и записками (не воспоминаниями же!) об Эльдаре Рязанове делятся с читателем многочисленные знаменитости: артисты, певцы, композиторы, с которыми Эльдар Александрович работал, сотрудничал на протяжении «прожитой жизни», а также его близкие и друзья.

Янгиров, Р. М. Рабы Немого [Текст]: очерки исторического быта русских кинематографистов за рубежом. 1920–1930-е годы / Р. М. Янгиров. – М.: Русский путь, 2007. – 496 с.

Монография посвящена истории русского кинотворчества за рубежом в 1920–30-е гг. Исследование базируется на обширных и зачастую впервые вводимых в научный оборот документальных источниках и материалах русской зарубежной печати. Эти материалы ярко и объёмно передают особенности профессионального быта кинематографистов-эмигрантов, живших и работавших в разных странах Европы и Америки, открывают их широкие связи с художественной культурой своего времени и разнообразные пересечения экрана с жизнью зарубежной России и в целом уточняют место кинематографа в иерархии культурных ценностей русской эмиграции. Книга иллюстрирована редкими фотоматериалами.

Громов, Е. С. Николай Губенко: режиссёр и актёр / Евгений Громов.– Москва: Алгоритм, 2002. – 284 с.: ил.

Слава к Николаю Николаевичу Губенко пришла с первых киноролей. Но «звёздной» болезни не было. А сам он, сродни своим героям, – ладный, крепкий, надёжный – таким и остался по сей день.
Потом был и режиссёрский успех. Проходят десятилетия, изменился облик нашей страны, а фильмы Николая Губенко – «Пришёл солдат с фронта», «Подранки», «Из жизни отдыхающих», «И жизнь, и слёзы, и любовь» – не старятся. Вот только жаль, что большое искусство сейчас в Отечестве не в почёте.
Теперь артист возглавляет «Содружество актёров Таганки» – часть того, шумевшего в своё время, театра, с которым он познал и расцвет, и разлад.

Когда-то Сергей Аполлинариевич Герасимов, наставник не одного поколения наших артистов, особо выделяя Николая Губенко, предрёк ему большое артистическое будущее. И в этом великий мастер не ошибся.
О творческих и жизненных вехах замечательного актёра и режиссёра – книга кинокритика Евгения Громова.

Мастера театра и кино: Михаил Астангов, Мария Бабанова, Евгений Евстигнеев, Павел Луспекаев, Любовь Орлова, Вера Пашенная, Татьяна Пельтцер [сборник / сост. Б. М. Поюровский]. – Москва: АСТ-Пресс, 2009. – 400 с.: ил.

Книга «Мастера театра и кино» посвящена жизни и творчеству выдающихся актёров. Каждый из них, безусловно, заслуживает отдельной монографии. Но издательство «АСТ-ПРЕСС» уже не в первый раз с помощью правительства Москвы выпускает сборники под общим названием «Актёры на все времена» – своеобразную энциклопедию, в которой предпринята попытка продлить жизнь и воздать должное кумирам прошлых лет, внёсшим огромный вклад в историю отечественной культуры. При этом надо помнить, что без прошлого не бывает ни будущего, ни настоящего. Авторы умышленно помещают вместе рассказы о людях, живших и творивших в разное время. Потому что у подлинного искусства нет ни географических, ни временных границ. Они стремились писать просто, без наукообразности, хотя и опирались на вполне достоверные источники. Они адресовались не только своим коллегам, но и всем, кто любит театр и кино, кто интересуется их историей.

С этими и другими изданиями, рассказывающими о кинематографической жизни русского зарубежья, а также о знаменитых деятелях в области кино, вы можете ознакомиться в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова.

Добро пожаловать!

Опубликовать:

вернуться к списку