Народ, который умеет хранить в веках
и передавать из поколения в поколение святое уважение к рукописной, а подчас и кровью написанной книге

Это огромный показатель культуры и веское свидетельство высокой любви к своим истокам.

Перевести ru
Сетевое издание
Новости культуры:
Новостной портал Министерства культуры Республики Дагестан 

Учредитель сетевого издания - Министерство культуры Республики Дагестан 


Перейти на официальный сайт Министерства культуры РД
Написать письмо

Интерактивная карта культурной жизни Республики Дагестан

Ногайский район

Южно-сухокумск

Тарумовский район

Кизлярский район

Кизляр

Бабаюртовский район

Хасавюртовский район

Хасавюрт

Кизилюртовский район

Кизилюрт

Кумторкалинский район

Махачкала

Махачкала

Новолакский район

Казбековский район

Буйнакский район

Буйнакск

Карабудахкентский район

Каспийск

Гумбетовский район

Унцукульский район

Ботлихский район

Ахвахский район

Хунзахский район

Гергебильский район

Левашинский район

Сергокалинский район

Каякентский район

Избербаш

Цумадинский район

Шамильский район

Гунибский район

Цунтинский район

Тляратинский район

Чародинский район

Лакский район

Акушинский район

Кулинский район

Дахадаевский район

Кайтагский район

Дербентский район

Дербент

Дагестанские Огни

Рутульский район

Агульский район

Табасаранский район

Хивский район

Сулейман-Стальский район

Курахский район

Магарамкентский район

Ахтынский район

Докузпаринский район

-->

«Мастер критического реализма»

02 июля 2015 года

«Мастер критического реализма»

Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развёрнута выставка «Мастер критического реализма», посвящённая 200-летию со дня рождения русского художника Павла Андреевича Федотова.

Павел Андреевич Федотов, великий художник, «одна из самых ярких и чарующих личностей русского искусства» (А. Н. Бенуа), не получил законченного художественного образования и может считаться самоучкой.

Родился Павел Андреевичвсемье мелкого чиновника. В 1826 г. поступил в московский Кадетский корпус, где занимался настолько прилежно, что за успехи был при выпуске зачислен в гвардию. Начав службу в лейб-гвардии Финляндском полку (1834), он проявил себя как примерный офицер и мог рассчитывать на удачную карьеру, однако страсть к искусству перевернула его жизнь.

Ещё кадетом Федотов увлёкся рисованием, но оно наряду с сочинением стихов и пением под гитару долго служило ему лишь средством скоротать досуг: он рисовал карикатуры и портреты друзей. Некоторое время он пытался совмещать творчество со службой, исполняя картинки из жизни военных, но тяга к искусству стала непреодолимой, и после мучительных колебаний он вышел в отставку (1844).

Отказавшись от карьеры военного, Федотов всецело посвятил себя искусству, но жизнь свободного художника показалась Федотову несколько непривычной и трудной: необходимо было обеспечить себя и свою нуждающуюся в средствах семью, как художник он должен был заявить о себе обществу, поэтому ему необходимо было много работать над собой. Однако он не унывал, экономил на всём, даже на пропитании, снимал дешёвое жильё, продолжая работать и совершенствовать себя в живописи и рисовании с натуры, посещал академические классы.

В выбранной им теме батальной живописи ему помогает профессор Заурвейд. А. П.Федотов создаёт несколько работ по этой теме – «Французские мародёры в русской деревне», «Казарменная жизнь» и другие, но в этих работах Федотов ещё не раскрыл себя полностью.

Картина «Свежий кавалер»– первое в русской живописи произведение бытового жанра, впоследствии породившее немало подражаний. Она примечательна реалистической точностью в изображении действительности. Всё же в её замысле ещё заметна прямолинейная назидательность («поучать обличая»), в построении – перегруженность и некоторая карикатурность, а в цвете – пестрота и перечернённость. Но уже в следующей картине,«Разборчивая невеста» (1847), представляющей собою иллюстрацию к басне И. А. Крылова, Федотов продемонстрировал отличное владение живописью и тонкость психологических характеристик. К. П. Брюллов, чей авторитет был неоспорим, одобрил обе картины и помог Федотову ценными советами.

Вершиной творчества Федотова и самым известным его произведением стала третья картина –«Сватовство майора» (1848). По-своему использовав опыт академической живописи, художник сумел так построить композицию, что изображённая сцена выглядела естественно и одновременно по-театральному выразительно. Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны. Добрый юмор и сочувствие людям перекрывали ноту сатирического осуждения, а высочайшее совершенство живописи заставляло наслаждаться изображением. Метод работы над реалистической картиной, открытый Федотовым в «Сватовстве майора», надолго вошёл в практику русских художников.

Осенью 1848 г. Федотов представил эту картину Совету АХ и получил за неё звание академика «по живописи домашних сцен». Год спустя она была показана вместе с двумя первыми картинами на трёхгодичной выставке АХ и имела поистине сенсационный успех, зрители не отходили от неё. Не меньший успех она имела и в Москве, где Федотов провёл четыре месяца в начале 1850 г. Там же он успел закончить и свою следующую картину –«Не в пору гость» (или «Завтрак аристократа»).

Триумф «Сватовства майора» был высшей точкой в жизни художника. Последние два года существования Федотова достаточно загадочны. Доброжелательный и общительный по природе, он замкнулся в одиночестве, безуспешно пытаясь бороться с нуждой. Потерпели неудачу попытки репродуцировать с помощью литографии собственные картины и издать серию своих великолепных иронических рисунков на темы городской жизни.

В то же время, как бы торопясь высказаться, Федотов лихорадочно работал над несколькими картинами, в которых ставил задачи, совершенно новые для него самого и для всей русской живописи. Большинство из них объединяло стремление художника выйти за пределы непосредственно видимого глазом и объяснимого рассудком. Вот почему к ним в той или иной мере приложимо понятие «фантастический реализм».

Картину «Вдовушка» он исполнил в разных вариантах (1851–52), упорно и последовательно стремясь к волновавшей его цели – показать в сломленной несчастьем женщине неземное, подобное ангелу, существо, поднимающееся над земными страстями и страданиями. В картине «Анкор, еще анкор!» (1851–1852) художник передал всю нелепость лишённого смысла существования, губящего человеческую душу. В картине «Игроки» (1852) Федотов попытался изобразить происходящее не объективно, а с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнёры кажутся страшными фантомами. В подготовительных рисунках к этой работе он предвосхитил искания художников конца XIX и начала XX в. (в частности, М. А. Врубеля). Написав между делом прямо из окна комнаты свой единственный пейзаж «Зимний день. 20-я линия Васильевского острова», он и в нём явился вестником будущей реалистической пейзажной живописи. Постоянная нищета, многолетнее переутомление, нервное напряжение и крушение прекраснодушных иллюзий сказались роковым образом. Весной 1852 г. у Федотова обнаружились признаки психического расстройства. В июне его поместили в частную лечебницу, в сентябре перевели в казённую больницу, но здоровье ухудшалось, и 14 ноября художника не стало. 

Опубликовать:

вернуться к списку