Народ, который умеет хранить в веках
и передавать из поколения в поколение святое уважение к рукописной, а подчас и кровью написанной книге

Это огромный показатель культуры и веское свидетельство высокой любви к своим истокам.

Перевести ru
Сетевое издание
Новости культуры:
Новостной портал Министерства культуры Республики Дагестан 

Учредитель сетевого издания - Министерство культуры Республики Дагестан 


Перейти на официальный сайт Министерства культуры РД
Написать письмо

Интерактивная карта культурной жизни Республики Дагестан

Ногайский район

Южно-сухокумск

Тарумовский район

Кизлярский район

Кизляр

Бабаюртовский район

Хасавюртовский район

Хасавюрт

Кизилюртовский район

Кизилюрт

Кумторкалинский район

Махачкала

Махачкала

Новолакский район

Казбековский район

Буйнакский район

Буйнакск

Карабудахкентский район

Каспийск

Гумбетовский район

Унцукульский район

Ботлихский район

Ахвахский район

Хунзахский район

Гергебильский район

Левашинский район

Сергокалинский район

Каякентский район

Избербаш

Цумадинский район

Шамильский район

Гунибский район

Цунтинский район

Тляратинский район

Чародинский район

Лакский район

Акушинский район

Кулинский район

Дахадаевский район

Кайтагский район

Дербентский район

Дербент

Дагестанские Огни

Рутульский район

Агульский район

Табасаранский район

Хивский район

Сулейман-Стальский район

Курахский район

Магарамкентский район

Ахтынский район

Докузпаринский район

-->

Творческий вечер Мусы Оздоева состоялся в Театре Поэзии

16 ноября 2015 года

Творческий вечер Мусы Оздоева состоялся в Театре Поэзии

В Государственном Театре Поэзии состоялся творческий вечер с заслуженным артистом России, народным артистом Дагестана, балетмейстером, художественным руководителем балетной труппы Дагестанского театра оперы и балета Мусой Оздоевым.

Разумеется, беседа с человеком, который с нуля создал в нашей республике балетную труппу с большим и разнообразным репертуаром, не ограничилась темой "Поэзия в хореографии", которую представила слушателям ведущая вечера, заместитель директора Дома Поэзии по творческой части Ариза Батырова, но так или иначе размышления об искусстве танца и воспоминания Мусы Хазботовича постоянно возвращались к литературным источникам вдохновения. 

По его мнению, для режиссера – балетмейстера очень важно хорошо знать не только музыку, но и литературу. Сам он прочел почти все 200 томов Библиотеки Всемирной Литературы. Из поэтов ему ближе всего Лермонтов, но в разное время был сильно увлечен лирикой Маяковского и сонетами Шекспира. Иногда именно стихи вдохновляют на постановку.

Последняя премьера Театра оперы и балета - спектакль "Жди меня" поставлен к 70-летию Победы и 100-летию Константина Симонова, чье стихотворение и стало основой балета, его стержнем. Оно несколько раз звучит в спектакле в исполнении самого автора. В звуковой ткани балета использована музыка Гевиксмана и популярные песни и мелодии 30-40-хх годов, а также написанные позже песни о войне. Но в основе лежит это знаменитое стихотворение и все остальное вокруг него строится, как бы нанизано.

Солистка театра оперы и балета Евгения Калинтеева исполнила пронзительный номер из спектакля "Жди меня" под голос Константина Симонова.

Муса Оздоев вместе со своей балетной труппой сейчас работает над одноактным балетом "Тамара" на стихи Лермонтова и музыку Балакирева. Он также готовится к разработке балета «Мцыри» и обратился к грузинским коллегам с просьбой прислать ноты для него. Если театр найдет средства, возможно, в будущем получится сделать 3 балета по произведениям Лермонтова. 

Во время встречи было представлено еще два хореографических номера в исполнении ведущих солистов балетной труппы театра Арсена Курбанмагомедова и Джамили Ахмедовой.

Муса Хазботович поделился воспоминаниями как неожиданно он был приглашен в 2003 году в Дагестан для постановки балета "Горянка" к юбилею Расула Гамзатова:

- Все произошло спонтанно, признаюсь, я не был к этому готов. Я сидел у министра культуры Наиды Абдулгамидовой в кабинете и мы обсуждали постановку балета «Болеро». В этот момент ей позвонил Расул Гамзатов и, видимо, пожаловался, что его произведениям не уделяют достаточного внимания. На что министр ответила: «Как же не уделяем, вот у меня в кабинете сидит хореограф из Перми. Он будет ставить у нас «Горянку». Тогда у меня действительно была пермская прописка, хотя я жил в Ингушетии. Заявление о «Горянке» было для меня как снег на голову! Как же так! Только что говорили о балете «Болеро», а тут на тебе – «Горянка»! Ведь я даже музыку, к своему стыду, не слышал. Единственное, знал, что впервые она была поставлена в 1968 году в Кировском театре оперы и балета. В общем, пришлось взяться за это дело. В то время в Дагестанском театре оперы и балета числились артисты ансамбля «Лезгинка». Мне сказали, что именно на этот коллектив и надо ставить спектакль. Ну, «Лезгинка», так «Лезгинка», подумал я и начал работать.

В процессе работы я несколько раз встречался с Расулом Гамзатовым, спрашивал, можно ли сократить его произведение, переделать некоторые сюжетные ходы. Мне было как-то неудобно менять что-то в произведении без разрешения автора, это неэтично. Он дал мне полную свободу действий, сказав: "Делай, как считаешь нужным". Постановка была завершена за 37 рабочих репетиций. Все, что от меня требовалось, удалось воплотить на сцене. Это был синтез национальной пластики и современного классического балета, что создавало особый колорит. Для меня постановка трехактного балета была на тот момент дебютной. Работая в Перми, я ставил только одноактные и двухактные балеты или концертные номера. Сразу после «Горянки» я начал работать над мюзиклом «Колесо жизни» для Лакского музыкально-драматического театра.

На вопрос о том, каково будущее у дагестанского и кавказского балета Муса Оздоев ответил: 


- В советские времена всюду насаждали одинаковые театры оперы и балета, одни и те же постановки. В Москве и Ленинграде уровень артистов был высок, там «Лебединое озеро» смотрелось. А на периферии то же самое зачастую выглядело жалко. К тому же, когда везде танцуют "Лебединое" - это скучно. Чтобы танцевать классику, надо иметь идеальное строение тела, а для современной пластики достаточно и средних данных. Было бы нутро богатое… Теперь мы танцуем «Гамлета», «Ромео и Джульетту». Только костюмы делаем не совсем стандартные. В этом есть своя логика — прототипы героев Шекспира тоже не ходили в трико. Просто на сцене танцоров старались обтянуть, чтобы фактура была видна. Сейчас мы свободны — можно босиком на сцену выходить, в брюках, пиджаках, можем экспериментировать с музыкой и хореографией, сочетая элементы классического балета с модерном и даже кавказскими танцами.

Герой вечера получил поздравления с 60-летием и услышал много теплых слов от танцоров труппы, директора Дома Поэзии Елены Гаруновой и любой человек в зале мог высказать свое восхищение творчеством человека, который стал основоположником дагестанского балета.

DSC_0130.JPGDSC_0066.JPG

Опубликовать:

вернуться к списку