Народ, который умеет хранить в веках
и передавать из поколения в поколение святое уважение к рукописной, а подчас и кровью написанной книге

Это огромный показатель культуры и веское свидетельство высокой любви к своим истокам.

Перевести ru
Сетевое издание
Новости культуры:
Новостной портал Министерства культуры Республики Дагестан 

Учредитель сетевого издания - Министерство культуры Республики Дагестан 


Перейти на официальный сайт Министерства культуры РД
Написать письмо

Интерактивная карта культурной жизни Республики Дагестан

Ногайский район

Южно-сухокумск

Тарумовский район

Кизлярский район

Кизляр

Бабаюртовский район

Хасавюртовский район

Хасавюрт

Кизилюртовский район

Кизилюрт

Кумторкалинский район

Махачкала

Махачкала

Новолакский район

Казбековский район

Буйнакский район

Буйнакск

Карабудахкентский район

Каспийск

Гумбетовский район

Унцукульский район

Ботлихский район

Ахвахский район

Хунзахский район

Гергебильский район

Левашинский район

Сергокалинский район

Каякентский район

Избербаш

Цумадинский район

Шамильский район

Гунибский район

Цунтинский район

Тляратинский район

Чародинский район

Лакский район

Акушинский район

Кулинский район

Дахадаевский район

Кайтагский район

Дербентский район

Дербент

Дагестанские Огни

Рутульский район

Агульский район

Табасаранский район

Хивский район

Сулейман-Стальский район

Курахский район

Магарамкентский район

Ахтынский район

Докузпаринский район

-->

«Полвека волшебного танца»

23 ноября 2015 года

«Полвека волшебного танца»

 Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка «Полвека волшебного танца», посвященная 90-летию со дня рождения российской балерины Майи Плисецкой.

Майя Михайловна Плисецкая — знаменитая советская и российская прима-балерина, хореограф, писатель, актриса. Солистка Большого театра в Москве. Была супругой  композитора  Родиона Щедрина.

Майя  Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года, в Москве, в семье крупного организатора советской промышленности Михаила Эммануиловича Плисецкого и актрисы немого кино Рахиль Мессерер.

Плисецкая.jpg

 В 1937 году отец и мать Плисецкой были репрессированы. Майю и ее брата забрали к себе тетя и дядя, Суламифь и Асаф Мессерер, видные танцовщики Большого театра.

 Девочку воспитывала тетка С. Мессерер, которая привела ее в Хореографическое училище. Там она последовательно занималась у педагогов Е. И. Долинской, Е. П. Гердт, М. М. Леонтьевой, но лучшим своим педагогом считает Агриппину Яковлевну Ваганову, с которой встретилась уже в Большом театре. Анна Михайловна была принята в Большой театр после окончания училища в 1943 году и очень быстро стала его ведущей балериной.

В 1945 году Майя  Плисецкая стала первой исполнительницей партии феи Осени («Золушка» Сергея Сергеевича Прокофьева.

А затем в 1959 году она с огромным успехом исполнила партию Хозяйки Медной Горы в балете «Каменный цветок» того же автора (балетмейстер Юрий Николаевич Григорович).

Среди лучших ролей М. Плисецкой: Мехменэ Бану  («Легенда о любви» Арифа Джангировича Меликова, балетмейстер  Григорович, Кармен («Кармен-сюита» Жоржа Бизе — Родиона Константиновича Щедрина, балетмейстер Альберто Алонсо, Раймонда («Раймонда» Александра Константиновича Глазунова), Одетт-Одиллия («Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского), Зарема («Бахчисарайский фонтан» Бориса Владимировича Асафьева), Китри («Дон Кихот» Людвига Федоровича Минкуса), Аврора («Спящая красавица» Чайковского), Царь-Девица («Конек-Горбунок» Р. К. Щедрина), Джульетта («Ромео и Джульетта» Прокофьева).  

Плисецкая_1.jpg

Плисецкая_2.jpg

Майя Михайловна выступала в спектаклях зарубежных трупп: «Гибель Розы» (часть балета «Сад любви», Марсельский балет «Болеро», «Айседора», Брюссель, театр «Одеон», Париж, Римская опера, «Эль Ренидеро» (театр «Колон», Буэнос-Айрес.

Плисецкая_3.jpg

Плисецкая проявила себя и в качестве талантливого балетмейстера, она поставила балеты: «Анна Каренина» Родиона Щедрина, «Чайка» Родиона  Щедрина, «Раймонда» Александра Глазунова, Оперный театр в Термах Каракаллы, Рим), «Дама с собачкой» Родиона Щедрина.

Плисецкая_4.jpg

В 1983–1884 Майя Михайловна являлась художественным руководителем балетной труппы Римской оперы, в 1988–1990 — балетной труппы «Театро лирико насиональ» (Мадрид), где возобновила балет «Тщетная предосторожность» П. Гертеля и выступила в спектаклях «Кармен-сюита» и «Мария Стюарт» на музыку Э. де Диего.

В 1992 году в театре «Эспас Пьер Карден» состоялась премьера балета «Безумная из Шайо» Щедрина, где балерина исполнила главную партию.

Майя  Плисецкая - универсальная балерина, обладающая редчайшей индивидуальностью и незаурядным сценическим темпераментом. Ей были подвластны любые партии: от утонченных лирических героинь (Одетта, Аврора, Лебедь) до острохарактерных, мятущихся героинь (Мехменэ Бану, Кармен, Зарема).

Майя Плисецкая, являясь многогранной творческой личностью, пробовала себя и в других видах искусства. Впервые на киноэкране знаменитая балерина появилась в 1951 году в фильме Веры Строевой «Большой концерт». А потом, конечно же, были съемки в кинофильмах-балетах «Лебединое озеро» и «Сказка о Коньке-Горбунке», «Анна Каренина».

Плисецкая_5.jpg

Приму Большого Театра пригласили в кинофильм-оперу «Хованщина». Балерина принимала активное участие в телеэкранизации балетов «Болеро» и «Айседора», «Чайка» и «Дама с собачкой».

 Творчеству Плисецкой посвящены документальные фильмы «Майя Плисецкая» кинофильм «Балерина», телефильм-концерт «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая» Творчеству Плисецкой также посвящены киноленты «Майя» Сакагуши для японского телевидения, «Майя Плисецкая» Делюша для французского телевидения.

   Неповторимость великой балерины проявилась и в ее вызвавшей колоссальный интерес книге мемуаров «Я, Майя Плисецкая...». Эту книгу она посвятила своему мужу, выдающемуся композитору Р. К. Щедрину. Майя  Плисецкая – и автор мемуаров «Тридцать лет спустя: Сердитые заметки в тридцати главах». К 1991 году основные творческие и издательские интересы Родиона Щедрина сосредоточились в Мюнхене, и вскоре они с Майей Плисецкой обосновались в этом городе, хотя Плисецкая и Щедрин живут на три дома - большей частью в Мюнхене, в Москве и на своей даче в Литве.

Майя Плисецкая умерла 2 мая 2015 года в Германии. По сообщению ее супруга Родиона Щедрина  Плисецкая скончалась от сердечного приступа в возрасте 89 лет.

Работы в театре:

Лучшие балетные партии:

Большой театр:

«Ромео и Джульетта» (С.С. Прокофьев) - Джульетта

«Конек-Горбунок» (Р.К. Щедрин) - Царь-Девица

«Спящая красавица» (П.И. Чайковский) - Аврора

«Дон Кихот» (Л.Ф. Минкус) - Китри

«Бахчисарайский фонтан» (Б.В. Асафьев) - Зарема

«Лебединое озеро» (П.И. Чайковский) - Одетта-Одиллия

«Раймонда» (А.К. Глазунов) - Раймонда

«Кармен-сюита» (Ж. Бизе и Р.К. Щедрин) - Кармен

«Легенда о любви» (А.Д. Меликов) - Мехменэ Бану

«Каменный цветок» (С.С. Прокофьев) - Хозяйка Медной Горы

«Золушка» (С.С. Прокофьев) - фея Осени

 

Театр «Колон», Буэнос-Айрес:

«Эль Ренидеро»

Париж, Брюссель, Рим:

«Федра»

«Балет ХХ века»

«Леда и Лебедь» (хореограф М.Бежар)

Марсельский балет:

«Айседора»

«Болеро»

 «Гибель Розы» (часть балета «Сад любви»)

 

Литература, представленная на выставке:

1. Плисецкая, Майя. Тринадцать лет спустя: сердитые заметки в тринадцатых главах [Текст] / М. Плисецкая. - М: АСТ, 2008. - 160 с.

2. Плисецкая, М. Я, Майя Плисецкая... [Текст] / М. Плисецкая. - М.: АО "Издательство "Новости", 1995. - 496 с.: ил.

3. Рославлева, Н. Майя Плисецкая [Текст] / Н. Рославлева. - М: Искусство, 1968 -130 с.: фот.

4. Майя Плисецкая [Фотоальбом] / авт. альбома Л. Жданов; авт. текста В. Комиссаржевский. - М.: Планета, 1980. - 115 с.: фот.

5. Мессерер, Асаф. Танец. Мысль. Время. [Текст] / Асаф Мессерер. - М.: Искусство, 1990. - 259 с.: ил.

6. Русский балет [Текст]: большая Российская энциклопедия / ред.: Е. П. Белова, Г. Н. Добровольская. - М.: Согласие, 1997. - 632 с.: ил.

7. Театр  "Ла Скала" [Альбом] / сост.  И. Г. Константинова. - Л.: Музыка, 1989. - 158 с.: фот.

 

Опубликовать:

вернуться к списку