Народ, который умеет хранить в веках
и передавать из поколения в поколение святое уважение к рукописной, а подчас и кровью написанной книге

Это огромный показатель культуры и веское свидетельство высокой любви к своим истокам.

Перевести ru
Сетевое издание
Новости культуры:
Новостной портал Министерства культуры Республики Дагестан 

Учредитель сетевого издания - Министерство культуры Республики Дагестан 


Перейти на официальный сайт Министерства культуры РД
Написать письмо

Интерактивная карта культурной жизни Республики Дагестан

Ногайский район

Южно-сухокумск

Тарумовский район

Кизлярский район

Кизляр

Бабаюртовский район

Хасавюртовский район

Хасавюрт

Кизилюртовский район

Кизилюрт

Кумторкалинский район

Махачкала

Махачкала

Новолакский район

Казбековский район

Буйнакский район

Буйнакск

Карабудахкентский район

Каспийск

Гумбетовский район

Унцукульский район

Ботлихский район

Ахвахский район

Хунзахский район

Гергебильский район

Левашинский район

Сергокалинский район

Каякентский район

Избербаш

Цумадинский район

Шамильский район

Гунибский район

Цунтинский район

Тляратинский район

Чародинский район

Лакский район

Акушинский район

Кулинский район

Дахадаевский район

Кайтагский район

Дербентский район

Дербент

Дагестанские Огни

Рутульский район

Агульский район

Табасаранский район

Хивский район

Сулейман-Стальский район

Курахский район

Магарамкентский район

Ахтынский район

Докузпаринский район

-->

Русскому музею-120 лет

11 августа 2015 года

Русскому музею-120 лет

Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД  им. Р. Гамзатова развернута выставка «Русскому музею-120 лет».

Государственный Русский музей в Петербурге — самый обширный музей русского искусства в мире. Он был основан Николаем II в 1895 г. и торжественно открылся для посетителей 19 марта 1898 г.

До 1917 года назывался «Русский Музей Императора Александра III». Император Александр III (отец Николая II) был страстным коллекционером, сравнить его в этом отношении можно только с Екатериной II. Гатчинский замок императора буквально превратился в склад бесценных сокровищ. Приобретения Александра уже не помещались в галереях Зимнего, Аничкова и других дворцов — это были картины, предметы искусства, ковры… Собранная Александром III обширная коллекция картин, графики, предметов декоративно-прикладного искусства, скульптур после его смерти была передана в основанный императором Николаем II Русский музей в память о своём отце.


1.jpg Государственный Русский музей

Изначально музей располагался в залах Михайловского дворца. Собрание музея в тот период насчитывало 1880 произведений живописи, скульптуры, графики и древнерусского искусства, переданные из Императорских дворцов, Эрмитажа и Академии Художеств.

Здание построено в стиле ампир. Идея постройки новой резиденции для князя Михаила Павловича принадлежала его отцу, императору Павлу I. Но Павлу I не пришлось увидеть воплощение своей идеи, так как в результате дворцового переворота он погиб. Несмотря на это, приказ императора был выполнен. Когда Михаилу исполнился 21 год, император Александр I решил начать строительство дворца.

Архитектором Михайловского дворца был Карл Росси (Зодчим был спланирован не только дворец, но также площадь перед ним и две новые улицы (Инженерная и Михайловская).


2.jpg Михайловский дворец

Торжественная закладка здания состоялась 14 июля, а само строительство началось 26 июля. Со стороны Марсова поля появился сад при дворце — также Михайловский. 11 сентября 1825 года дворец был освящён.

Филиалы музея

Русский музей сегодня размещается, кроме Михайловского дворца, в зданиях, являющихся памятниками архитектуры XVIII-XIX веков:

  • Летний дворец Петра I
  • Мраморный дворец
  • Инженерный (Михайловский) замок
  • Строгановский дворец
  • Домик Петра I
  • Музейное пространство дополняют Михайловский и Летний сады.

3.jpg Летний дворец Петра I

Летний дворец был построен в стиле барокко по проекту Доменико Трезини в 1710-1714 годах. Это одно из старейших зданий города. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из четырнадцати комнат и двух кухонь.

Резиденция предназначалась для использования только в тёплое время года: с мая по октябрь, поэтому стены в ней достаточно тонкие, а в окнах — одинарные рамы. Отделка помещений была создана художниками А. Захаровым, И. Заварзиным, Ф. Матвеевым.

Фасад дворца украшен 29-ю барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом Шлютером.


4.jpg Мраморный дворец

Мраморный дворец построен в 1768-1785 гг. по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди. Он завершает ряд парадных зданий, примыкающих к Зимнему дворцу. Выдающийся зодчий А. Ринальди, автор более двадцати пяти крупных строений в Петербурге и его пригородах, считался непревзойденным мастером «мраморных фасадов». Его архитектурные приемы и решения всегда легко распознаются.

Главный фасад Мраморного дворца обращен  к Марсову полю. Его украшают колонны, а противоположный фасад – пилястры коринфского ордера. Известный скульптор Ф.И. Шубин выполнил две статуи на аттике и композиции из воинских доспехов. В сотрудничестве с М.И. Козловским он участвовал в создании внутреннего скульптурно-декоративного убранства дворца. До нашего времени сохранилась отделка парадной лестницы и первый ярус стен Мраморного зала. Изящная ограда из копий и столбов с вазами и трофеями ограждает обширный парадный двор. Позже с восточной части около Мраморного дворца построили служебный корпус. Барельеф «Служение лошади человеку» работы скульптора П.К. Клодта украшает западный фасад корпуса.

В 90-е годы XX века дворец стал филиалом Русского музея.


5.jpg Инженерный (Михайловский) замок

Построен по заказу императора Павла I на рубеже XVIII—XIX веков и ставший местом его смерти.

Своим названием Михайловский замок обязан находящемуся в нём храму Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, и причуде Павла I, принявшего титул Великого магистра Мальтийского ордена, называть все свои дворцы «замками»; второе имя — «Инженерный» произошло от находившегося там с 1823 г. Главного (Николаевского) инженерного училища, ныне ВИТУ.

Проект дворца был разработан архитектором В. И. Баженовым по поручению императора Павла I, желавшего сделать его своей главной парадной резиденцией. Строительством руководил архитектор В. Бренна 

В 1823 г. замок заняло Главное инженерное училище.

В 1991 г. треть помещений замка подарено Государственному Русскому музею, в 1995 г. музею подарен весь замок.
Дворец Строгановых, построенный по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в 1753-1754 гг., один из образцов русского барокко.


6.jpg Строгановский дворец

Дворец Строгановых, построенный по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в 1753-1754 гг., один из образцов русского барокко.

В создании дворца помимо Ф. Б. Растрелли участвовали А.Н. Воронихин, И. Ф. Колодин, К. Росси, И. Шарлемань, П. С. Садовников.

Здание является филиалом Русского музея с 1988 г.


7.jpg Домик Петра I

Коллекции Русского музея

8.jpg

Наиболее полной является коллекция искусств XVIII — первой половины XIX веков. Достаточно перечислить только некоторые фамилии, чтобы получить представление о художественном богатстве музея: А. Матвеев, И. Никитин, Карло Растрелли, Ф. Рокотов, В. Боровиковский, А. Лосенко, Д. Левицкий, Ф. Шубин, М. Козловский, И. Мартос, С. Щедрин, О. Кипренский, А. Венецианов, Ф. Бруни, К. Брюллов, П. Федотов, А. Иванов.


9.jpg К. Брюллов "Последний день Помпеи"

В 1834 г. картина «Последний день Помпеи» была отправлена в Петербург. А. И. Тургенев говорил, что эта картина составила славу России и Италии. Е. А. Баратынский сочинил по этому случаю знаменитый афоризм: «Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днем!». Стихотворный отзыв оставил и А. С. Пушкин.


10.jpg К. Брюллов "Портрет А. Демидова"

Вторая половина XIX века представлена работами художников: Ф. Васильева, Р. Фелицына, А. Гороновича, Е. Сорокина, Ф. Бронникова, И. Макарова, В. Худякова, А. Чернышёва, П. Риццони, Л. Лагорио, Н. Лосева, А. Наумова, А. Волкова, А. Попова, В. Пукирева, Н. Неврева, И. Прянишникова, Л. Соломаткина, А. Саврасова, А. Корзухина, Ф. Журавлёва, Н. Дмитриева-Оренбургского, А. Морозова, Н. Кошелева, А. Шурыгина, П. Чистякова, Ивана Айвазовского.


11.jpg И. Айвазовский "Девятый вал"

«Девятый вал» — одна из самых знаменитых картин Ивана Айвазовского, всемирно известного российского художника-мариниста.В музее также представлены картины художников-передвижников: Г. Мясоедова, В. Перова, А. Боголюбова, К. Маковского, Н. Ге, И. Шишкина, И. Крамского, В. Максимова, И. Репина, В. Васнецова, В. Сурикова, Н. Абуткова.


12.jpg Н. Ге "Тайная вечеря"

На картине художника изображен эпизод из земной жизни Христа, описанный в Евангелии от Иоанна. Оно было любимым Евангелием Ге. 

Конец XIX-начало XX века представлены художниками И. Левитаном,  П. Трубецким, М. Врубелем, В. Серовым.

13.jpg В. Серов «Портрет О.К. Орловой»

14.1.jpg Андрей Рублев "Апостол Павел"

14.2.jpg «Чудо Георгия о змии»

«Мир искусства» (1898-1924) — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов. В состав объединения входили художники: Бакст, Н. Рерих, Добужинский, Лансере, Митрохин, Остроумова-Лебедева, Чемберс, Яковлев, Сомов, Ционглинский, Пурвит, Сюннерберг.

В древнерусском отделе широко представлены иконы XII—XV веков (например, Ангел Златые власы, Богоматерь Умиление, Дмитрий Солунский, Чудо Георгия о змие, Борис и Глеб и др.), произведения Андрея Рублёва, Дионисия, Симона Ушакова и других мастеров. Всего коллекция Русского музея составляет порядка 5 тысяч икон XII — начала XX века.

В настоящее время в собрание Русского музея входят отделы: русская и советская живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладного и народного искусства (мебель, фарфор, стекло, резьба, лаки, изделия из металла, ткани, вышивка, кружево и др.). Коллекция музея насчитывает более 400 тыс. единиц хранения.

Русский музей сегодня - это уникальное хранилище художественных ценностей, известный реставрационный центр, авторитетный научно-исследовательский институт, один из крупнейших центров культурно-просветительской работы, научно-методический центр художественных музеев Российской Федерации, курирующий работу 260 художественных музеев России.


Список литературы:


15.jpgГосударственный Русский музей [Текст]: коллекции живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства XII - XX веков / ред.: Р. Беспалова, В. Р. Петров. - М.: ГАЛАРТ, 1998. - 366 с.: цв.ил.


Государственный Русский музей - крупнейшее в мире собрание русского изобразительного искусства. Коллекции Русского музея насчитывают около 400 000 экспонатов. В них представлены произведения всех основных направлений и школ отечественного изобразительного искусства, все его виды и жанры с Х по ХХ век.  Альбом состоит из глав: Древнерусское прикладное искусство, Русская живопись XVIII - первой половины XIX века, Русская живопись второй половины XIX - начала XX века, Русская скульптура XVIII - начала XX века, Русская гравюра XVII - начала XX века, Русский рисунок XVIII - начала XX века, Русское декоративно-прикладное искусство XVIII - XX веков, Русское народное искусство XVII - XX веков, Советская живопись, Советская скульптура, Советская графика, а также список иллюстраций.

16.jpgГосударственный Русский музей [Текст] : акварели и рисунок.  / авт.альбома В. Пушкарев. - Л.-М.: Советский художник, 1966. - 112 с.: ил. 


Русский рисунок и акварель как самостоятельные виды изобразительного искусства не имеют той популярности, которую уже давно приобрели живопись и скульптура. Зритель встречается лишь с незначительной частью главным образом завершенных графических произведений. А между тем, независимо от степени законченности, творческие искания художника раскрываются особенно полно именно в рисунке. 

17.jpgГосударственный Русский музей, Ленинград [Альбом] / сост., авт. предисл. В. А. Леняшин. - М.: Изобразительное искусство, 1987. - 132 с.: ил. 


Государственный Русский музей - крупнейшее в мире собрание русского изобразительного искусства. Коллекции Русского музея насчитывают около 400 000 экспонатов. В них представлены произведения всех основных направлений и школ отечественного изобразительного искусства, все его виды и жанры с Х по ХХ век. Альбом содержит 100 цветных репродукций произведений русской живописи XII — XX веков, хранящихся в Государственном Русском музее.

18.jpgКартины Русского музея [Альбом] / авт., сост. О. Ф. Петрова. - М: Советский художник, 1979. - 119 с.: цв.ил.


Свыше 250 тысяч произведений русского искусства с XI века и по наши дни; около девяти тысяч картин; 120 залов экспозиции и многое другое о музее и о его сокровищницах можно найти в этой книге. Вашему вниманию предлагается альбом "Картины Государственного Русского музея".

20.jpgГосударственный Русский музей [Альбом] / сост., авт. предисл. Н. Н. Новоуспенский . - Л.М. : Искусство, 1961. - 102 с.: цв.ил


Альбом содержит 50 цветных репродукций произведений русской живописи XII—XX веков, хранящихся в Государственном Русском музее.  Для воспроизведения выбраны выдающиеся картины крупнейших русских и советских художников. Альбом знакомит широкие круги читателей с сокровищами русской живописи, входящими в коллекцию одного из крупнейших музеев страны. Во вступительной статье даны краткая характеристика собрания живописи Государственного Русского музея и история его формирования, а также изложена сущность некоторых основных явлений русского искусства, представленных в музее значительным количеством памятников.

21.jpgПушкарев, В. А. Акварели и рисунки в Государственном музее [Текст]: XVIII - начала XX века / В. А. Пушкарев. - М.: Изобразительное искусство, 1982. - 220 с.: ил.


Настоящий альбом составлен из рисунков и акварелей собрания Государственного Русского музея, который обладает самой обширной в Советском Союзе коллекцией (более восьмидесяти тысяч листов) этого вида изобразительного искусства.
Все это собрание неравномерно отражает историю развития русского графического рисунка. Почти с исчерпывающей полнотой представлены рисунки и акварели конца XVIII - начала XIX века и конца XIX - начала XX века.

22.jpgСолоухин, В. А. Письма из Русского музея. Черные доски. Время собирать камни [Текст] / В. А. Солоухин; художник А. Зубченко. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 414 с.: ил. 


Книга посвящена проблемам экологии культуры. Речь идет о том, что отношение к культурным и духовным ценностям, к традициям, к истории есть мерило состоятельности человеческой личности. Не только спасти культурное наследие от разрушения, но продлить его жизнь созидательной работой создания, души, рук - такого предназначение человека в культуре. Книга иллюстрирована редкими произведениями древнерусского искусства.

Опубликовать:

вернуться к списку