Народ, который умеет хранить в веках
и передавать из поколения в поколение святое уважение к рукописной, а подчас и кровью написанной книге

Это огромный показатель культуры и веское свидетельство высокой любви к своим истокам.

Перевести ru
Сетевое издание
Новости культуры:
Новостной портал Министерства культуры Республики Дагестан 

Учредитель сетевого издания - Министерство культуры Республики Дагестан 


Перейти на официальный сайт Министерства культуры РД
Написать письмо

Интерактивная карта культурной жизни Республики Дагестан

Ногайский район

Южно-сухокумск

Тарумовский район

Кизлярский район

Кизляр

Бабаюртовский район

Хасавюртовский район

Хасавюрт

Кизилюртовский район

Кизилюрт

Кумторкалинский район

Махачкала

Махачкала

Новолакский район

Казбековский район

Буйнакский район

Буйнакск

Карабудахкентский район

Каспийск

Гумбетовский район

Унцукульский район

Ботлихский район

Ахвахский район

Хунзахский район

Гергебильский район

Левашинский район

Сергокалинский район

Каякентский район

Избербаш

Цумадинский район

Шамильский район

Гунибский район

Цунтинский район

Тляратинский район

Чародинский район

Лакский район

Акушинский район

Кулинский район

Дахадаевский район

Кайтагский район

Дербентский район

Дербент

Дагестанские Огни

Рутульский район

Агульский район

Табасаранский район

Хивский район

Сулейман-Стальский район

Курахский район

Магарамкентский район

Ахтынский район

Докузпаринский район

-->

Теоретический антигуманизм Карла Маркса (Луи Альтюссер)

22 декабря 2015 года

Теоретический антигуманизм Карла Маркса (Луи Альтюссер)

15 декабря прошла очередная встреча дискуссионного философского клуба «Время и бытие». С докладом выступил организатор клуба, магистр философии Джамирза Магомедов.

маркс.jpg

маркс_1.jpgЛуи Альтюссер французский философ-неомарксист, один из самых влиятельных представителей западного марксизма, создатель структуралистского марксизма, член Французской коммунистической партии, профессор Высшей нормальной школы. Работы Альтюссера находились на пересечении марксистской традиции и ряда направлений континентальной философии и социальных наук.

Прежде всего, необходимо отметить, что французский философ предложил принципиально новое прочтение Карла Маркса, ссылаясь на то, что между ранними работами основателя марксизма, пронизанными концептуальными схемами домарксистской идеалистической философии и поздними, обусловленными новым взглядом критической теории коим является марксизм существует «эпистемологический разрыв», который есть ничто иное, как абсолютное отрицание старой идеалистической проблематики с ее концептами, такими как сущность, феномен, трансцендентное, эмпирическое и конструирование новой проблематики использующей концепты нового языка, такие как производственные силы, общественные отношения, базис, надстройка и так далее.

Поясним, что под понятием проблематики Луи Альтюссер понимает совокупность концептов имеющих теоретическое применение лишь в соотношении друг с другом и в определенной степени обуславливающих результат философского мышления.

Отрицание марксизмом старой проблематики есть отрицание любых теорий гуманизма апеллирующих к универсальной сущности человека. Луи

Алтюссер отмечает, что всякая теория об универсальной сущности человека представляет собой идеологию, направленную на формирование политической структуры соответствующей интересам господствующего класса. Что же такой теоретический гуманизм, который преподноситься под видом философских теорий?

«Гуманизм», основанный на самореализации человеческой «сущности»— лишь разновидность теоретической идеологии, хотя и исторически оправданной.

Дело в том, что мышление в концептуальных схемах домарксистской идеалистической философии определяет процесс формирования мысли на столько, что оказывается невозможным достижение теоретических результатов, не вписанных в проблематику буржуазного проекта.

Научное открытие Маркса, считает Л. Альтюссер, есть результат абсолютной негации старой проблематики и формирование принципиально нового концептуального проекта. Проблематика есть ничто иное, как эффект, структурного принуждения в отношение мышления, вот почему Альтюссер предлагает быть внимательным к философским понятиям различая научные и идеологические. Различие между этими двумя категориями понятий по мысли Альтюссера заключается в том, что идеологические понятия являются представителями интереса правящего класса, в то время как научные представляют теоретический интерес, способствуют процессу познания и производят новое знание.

Таким образом, задачу философов-марксистов Луи Альтюссер видел в различение научных концептов от идеологических. Что коммунизм должен делать с наследием Альтюссера?

Далее Джамирза Магомедов отметил, что высказывания относительно устарелости марксизма и предложение обновления марксистской теории на основании синтеза с новыми философско-теоретическими подходами являются чрезвычайно опасными ввиду того, что под новыми теоретическими подходами могут быть спрятаны идеологические схемы господствующего класса.

Поэтому возможны два пути модернизации марксизма, обновление Марксистской теории в рамках самого марксизма, что предполагает симптомное чтение марксистских текстов с целью выявления скрытых между строк смыслов, это собственно подход Альтюссера, и критический марксистский анализ новых теоретических подходов с целью выявления их ценности для марксистской теории.

Заседание прошло очень интересно, в обсуждение принимали активное участие студенты факультета психологии и философии.

Всех заинтересовавшихся дискуссионным философским клубом «Время и бытие» приглашаем на встречи в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова (3-й этаж) по вторникам в 18.00.

Опубликовать:

вернуться к списку