Народ, который умеет хранить в веках
и передавать из поколения в поколение святое уважение к рукописной, а подчас и кровью написанной книге

Это огромный показатель культуры и веское свидетельство высокой любви к своим истокам.

Перевести ru
Сетевое издание
Новости культуры:
Новостной портал Министерства культуры Республики Дагестан 

Учредитель сетевого издания - Министерство культуры Республики Дагестан 


Перейти на официальный сайт Министерства культуры РД
Написать письмо

Интерактивная карта культурной жизни Республики Дагестан

Ногайский район

Южно-сухокумск

Тарумовский район

Кизлярский район

Кизляр

Бабаюртовский район

Хасавюртовский район

Хасавюрт

Кизилюртовский район

Кизилюрт

Кумторкалинский район

Махачкала

Махачкала

Новолакский район

Казбековский район

Буйнакский район

Буйнакск

Карабудахкентский район

Каспийск

Гумбетовский район

Унцукульский район

Ботлихский район

Ахвахский район

Хунзахский район

Гергебильский район

Левашинский район

Сергокалинский район

Каякентский район

Избербаш

Цумадинский район

Шамильский район

Гунибский район

Цунтинский район

Тляратинский район

Чародинский район

Лакский район

Акушинский район

Кулинский район

Дахадаевский район

Кайтагский район

Дербентский район

Дербент

Дагестанские Огни

Рутульский район

Агульский район

Табасаранский район

Хивский район

Сулейман-Стальский район

Курахский район

Магарамкентский район

Ахтынский район

Докузпаринский район

-->

Традиционный земледельческий праздник прошел в Левашинском районе

08 сентября 2014 года

Традиционный земледельческий праздник прошел в Левашинском районе

Традиционный земледельческий праздник - обряд жатвы («арши дирше») прошел в с. Джангамахи Левашинского района.
Праздник жатвы начинается с раннего утра. Сельчане с серпами и косами выходят в поле, засеянное овсом. Жнут в основном женщины. Мужчины помогают вязать снопы, раскладывают их по полю рядами. Позже снопы на арбе свезут на гумно для молотьбы.
«Перед тем, как засеять поле, весной его вспахивают. Озимые культуры сеют осенью, яровые – весной. Каждой семье помогают соседи, родственники, односельчане. В назначенный день они дружно выходят в поле», - рассказала руководитель Центра традиционной культуры народов России с. Джангамахи Марзият Асхабова.
Жатва сопровождается песнями и музыкой. Считается, что пение помогает организовать ритмичный темп работы. После жатвы участники обряда устраивают совместную трапезу с традиционными угощениями. По окончании принято читать молитвы, в которых благодарят Всевышнего за богатый урожай.
Снопы с поля на арбе везут на гумно, которое представляет собой ровную площадку. На ней ровным слоем раскладывают снопы и приступают к молотьбе. Молотильными орудиями служат толстые доски («иргми») с вбитыми снизу острыми кремневыми отщепами. Доски тащат лошади или быки. Чтобы утяжелить доски для качественной молотьбы на них часто сажают детей. Таким образом, из колосьев вышелушивается зерно, а солома превращается в мякину, которая идет на корм для скота. Женщины просеивают зерно с мякиной на ветру и, как бы призывая к себе ветер, приговаривают «чилви-чилви».
Полученное зерно измеряют деревянной меркой («барха») и определяют, сколько зерна оставить для помола, сколько – для посева на следующий год. Первое зерно по традиции женщины мелют с помощью каменных жерновов. Из крупы готовят кашу, которой угощают собравшихся.
Окончание молотьбы отмечается праздником «хъису». Неотъемлемой частью обряда становятся танцы, песни, среди которых и традиционные ритуальные. Например, песня о девушке, которая, собираясь на жатву, созывала на помощь птиц и животных.
Главная миссия народных праздников, связанных с сельскохозяйственным циклом – не только трудовое, но и духовно-нравственное, патриотическое воспитание подрастающего поколения. «Дети должны знать, как добывается хлеб. Через обряд жатвы мы показываем им, что хлеб достаётся очень большим трудом. Путь от зерна до хлеба длинный и трудный: весной поля очищают от камней, пашут и засевают зерном, летом – не дают зарасти сорняками, осенью жнут. То есть целый год, прежде чем хлеб окажется на нашем столе, человек трудится в поле. Надо передавать наши традиции подрастающему поколению, и мы это по возможности делаем, - подчеркнула учитель джангамахинской школы Нарижат Абдусалимова.
Сегодня важно сохранять и популяризировать народные традиции, и не только художественные, но и семейные, трудовые. Неслучайно вопросы и проблемы культурного наследия одни из ключевых в государственной культурной политике. С их сохранением и развитием связывают сохранение национальной идентичности, российской государственности. Поэтому сегодня деятельность Минкультуры Дагестана, Республиканского Дома народного творчества и других подведомственных учреждений, в том числе и муниципальных культурно-досуговых учреждений, является ключевой в вопросах духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Опубликовать:

вернуться к списку