В Ахвахском районе провели старинный обряд «Выбор жениха»
В Ахвахском районе провели старинный обряд «Выбор жениха»
Во многих селах Дагестана сохранились уникальные обрядовые праздники, которые являются этнокультурным богатством республики. Среди них сезонные, трудовые, семейные, обрядовые.
Большую работу по сохранению и популяризации обрядов проводит Республиканский Дом народного творчества. С 2013 года эта деятельность ведется совместно с Центрами традиционной культуры народов России, которые по инициативе Главы РД Рамазана Абдулатипова в рамках приоритетного проекта «Человеческий капитал» открыты во всех муниципальных образованиях республики.
Обычаи и обряды традиционной культуры, жанры современного народного творчества бережно сохраняются в Ахвахском районе.
Так, 22 января в с.Тадмагитль артисты фольклорного коллектива «Ахвах» показали старинный обряд «Выбор жениха». В Ахвахском районе представляли девушке возможность из потенциальных женихов выбрать понравившегося. Особенность обряда в том, что выбор жениха невестой проходил публично с согласия девушки после какой-либо сельской свадьбы или традиционных посиделок – «гвая».
В молодости великий поэт Расул Гамзатов, пленившись этим романтичным обрядом, описал его в нескольких произведениях: в поэме «Аттестат любви» и стихотворении «В Ахвахе». Участники представления – самодеятельные артисты читали стихи великого поэта.
К сожалению, сегодня этот красочный старинный обряд уже в прошлом. По словам старожила Махмуда Бекиева, обряд «Выбор жениха» у ахвахцев появился в XVI – XVII веках и проводился вплоть до 30 – 40-х годов ХХ века. Потом началась Великая Отечественная война 1941-1945гг., и большинство молодых ребят, защищая свою Родину, не вернулись с полей сражений. У девушек возможности выбора уже не было и с тех пор этот обычай перестали проводить.
Участники ансамбля «Ахвах» предложили свою интерпретацию обряда. С раннего утра невеста спускаются к роднику за водой. По дороге домой они общаются, обмениваются новостями. В это время на годекане собираются молодые мужчины в национальных костюмах, папахах, бурках, веселятся, поют песни, танцуют.
По селу распространяется весть о том, что у одной из девушек в этот день проводят «гвай» - сельские посиделки. На посиделки собирались девушки, наряженные, в красивых традиционных платьях.
На посиделках девушки поют, шутят, рушат кукурузу, делают пряжу из шерсти, разгадывают загадки, рассказывают различные истории, считалки и танцуют по ходу работы. В камине варят национальные блюда ахвахцев: «гъоди» – блюдо из кукурузы с добавлением фасоли, черных бобов, брынзы; картошку, тыкву.
Направляясь к дому девушки, аульские парни поют, играют на музыкальных инструментах, спорят и шутят, к кому благосклонна их избранница.
Подойдя к дому, молодые люди останавливаются напротив окошка, где расположена комната девушки. Затем потенциальные женихи снимают с головы шапки и папахи, поочередно бросают их в окно. Девушки ловят их. Папаху понравившегося парня девушка оставляет у себя, а остальные выбрасывает обратно. Друзья подходят к счастливчику и поздравляют, что именно он удостоился внимания девушки. На радостях, джигит, чью папаху не кинули обратно, сначала играет для возлюбленной на зурне лирическую мелодию, затем по стене через окно влезает в комнату, показывая удаль и ловкость горца, а друзья и остальные гости заходят через дверь.
В финале собираются родственники, близкие друзья и соседи. Мать девушки угощает всех собравшихся национальными блюдами. После трапезы веселье продолжается. Звучит музыка, песни, все танцуют в общем кругу.
После того, как невеста выбрала жениха, слух об этом распространялся на все село. Родители жениха, как правило, не медлили с помолвкой. Свадьбы традиционно играли поздней осенью, после сбора урожая и завершения всех полевых работ.
Опубликовать: