Народ, который умеет хранить в веках
и передавать из поколения в поколение святое уважение к рукописной, а подчас и кровью написанной книге

Это огромный показатель культуры и веское свидетельство высокой любви к своим истокам.

Перевести ru
Сетевое издание
Новости культуры:
Новостной портал Министерства культуры Республики Дагестан 

Учредитель сетевого издания - Министерство культуры Республики Дагестан 


Перейти на официальный сайт Министерства культуры РД
Написать письмо

Интерактивная карта культурной жизни Республики Дагестан

Ногайский район

Южно-сухокумск

Тарумовский район

Кизлярский район

Кизляр

Бабаюртовский район

Хасавюртовский район

Хасавюрт

Кизилюртовский район

Кизилюрт

Кумторкалинский район

Махачкала

Махачкала

Новолакский район

Казбековский район

Буйнакский район

Буйнакск

Карабудахкентский район

Каспийск

Гумбетовский район

Унцукульский район

Ботлихский район

Ахвахский район

Хунзахский район

Гергебильский район

Левашинский район

Сергокалинский район

Каякентский район

Избербаш

Цумадинский район

Шамильский район

Гунибский район

Цунтинский район

Тляратинский район

Чародинский район

Лакский район

Акушинский район

Кулинский район

Дахадаевский район

Кайтагский район

Дербентский район

Дербент

Дагестанские Огни

Рутульский район

Агульский район

Табасаранский район

Хивский район

Сулейман-Стальский район

Курахский район

Магарамкентский район

Ахтынский район

Докузпаринский район

-->

В Дагестанском музее ИЗО открылась фотовыставка

31 января 2014 года

В Дагестанском музее ИЗО открылась фотовыставка

28 января в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой открылась выставка из Московского Государственного объединенного музея -заповедника «Коломенское» «Репортаж из далеких 1930-х. Фотоматериалы из коллекции музея».
На выставке представлены около 40 уникальных снимков, сделанных в 1930-е годы знаменитыми московскими фотографами, а также фрагменты архивных киносъемок, которые сейчас хранятся в фондах Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника.
Экспозицию составляют воспроизведенные фотоснимки, в том числе ранние репортажные работы известного советского фотографа Б.П. Кудоярова. Здесь можно увидеть фотографии из жизни крестьян-колхозников Нагатинской волости, фотографии с изображением домов села Коломенского, сделанные И.Ф. Барщевским, фотографии, отражающие жизнь Москвы: строительство метро и новых жилых районов, процесс индустриализации и другие, киносъемки этого периода.
Музей предлагает взглянуть на подборку фотографий времен сталинских репрессий, когда бушевали жизненные драмы, ломались судьбы, расставались родные и любимые. В это же время наши соотечественники гуляли по солнечной столице, пили фруктовые воды, ходили на парады физкультурников и в театр, дети играли в детском саду, в сельских клубах выступали кружки самодеятельности. Старшему и среднему поколению посетителей экспонаты выставки будут напоминанием о прошедшей эпохе развития страны, младшему же поколению будет интересно вновь открыть для себя страницы истории, запечатленные беспристрастным фотообъективом.
Особое место среди фотографов занимал Иван Федорович Барщевский, известный наиболее полным и точным документированием памятников искусства. Его снимки использовались и используются историками и архитекторами. Он усовершенствовал фотоаппарат с кассетой таким образом, чтобы печатать фотографии для издания непосредственно с негатива, не прибегая к увеличению, достигая наилучшей резкости и четкости изображения. Мастер фото создал уникальную фотогалерею памятников древнего русского искусства. О многих памятниках архитектуры, уничтоженных в советское время, можно судить только по его фотографиям.
Барщевский участвовал в археологических и архитектурных экспедициях по Волге, Русскому Северу, на Кавказ. После революции 1917 года он преподавал в университете и продолжал фотографическую работу в Музеях Кремля. В течение 15-ти лет Иван Федорович издал на собственные средства альбомы по русскому искусству (47 томов), которые приобретались как частными лицами, так и крупными архивами и библиотеками. Этот уникальный труд не знает аналога. В 1933 г. работал хранителем в музее-заповеднике «Коломенское» и занимался реставрационными работами.
В эти же годы работал и Борис Павлович Кудояров (1898 – 1974) – один из известнейших советских фотографов. В молодости принадлежал к группе «Октябрь», испытал влияние Родченко. Кудояров снимал стройки, колхозы, передовиков труда. В 1931 году он работал в агентстве Союзфото, затем был корреспондентом ведущих советских газет. В 1933 году – репортер газеты «Известия» и «Комсомольская правда». Фотографии Кудоярова – не просто протокол событий. Его работы имеют сложные изобразительные решения, выверенную завершенность композиции, вбирающую всю суть изображаемого события. «Поэтика документальности» в его произведениях создается благодаря использованию пространственных композиций, включения главных персонажей в активную среду и использования окружения и деталей для наращивания эмоционального заряда. Сделанные им снимки украшали передовицы ведущих советских газет и журналов 30-х годов, однако диапазон его творчества был гораздо шире официальной политической хроники. Бесчисленное количество фотографий было посвящено спортивным парадам и массовым праздникам, строительству Москвы 1930-х годов, советским арктическим экспедициям, репортажам из разных уголков страны, одним словом, всему главному, чем жила эпоха.
После революции фотография стала самостоятельным видом творчества. С одной стороны она обрела свои стилистические особенности, влияя на другие виды искусства, с другой – стала мощнейшим методом идеологического влияния на массы. Советская фотография с ее агитационной и пропагандистской целенаправленностью не была лишь летописью революционных перемен, но и их активным орудием. В 1918 году были созданы так называемые фотокомитеты, задача которых заключалась в фотографировании политических событий. Комитеты фактически стали первыми организациями, через которые государство управляло созданием фоторепортажей.
Послереволюционный период в СССР открыл широкие возможности перед публицистической фотографией – фотожурналистикой. На смену преимущественно статичной дореволюционной фотографии приходит динамика, движение, жизнь. Подвиги коллективного труда на заводах и стройках, на полях и фермах. Массовые агитационные мероприятия освещали идеологически подобранные фотокадры в изданиях: «Советское фото», «Огонек», «Правда». Ими также оформлялись витрины зданий.
Таким образом, любой фоторепортаж о жизни советского народа и советского правительства становился политическим – он был продуктом и инструментом идеологической работы. Событийные снимки 30-х годов всегда находили себе место на стендах советских выставок художественной фотографии. Близки к «художественному репортажу» были темы социалистической перестройки сельского хозяйства, снимки строящихся заводов, фабрик, гидроэлектростанций. В этих фотоматериалах нашла свое отражение эпоха оптимизма, возникшая на волне послереволюционного энтузиазма и искренней веры людей в идеалы светлого будущего.
Выставка продлится до 16 марта.

Опубликовать:

вернуться к списку