Народ, который умеет хранить в веках
и передавать из поколения в поколение святое уважение к рукописной, а подчас и кровью написанной книге

Это огромный показатель культуры и веское свидетельство высокой любви к своим истокам.

Перевести ru
Сетевое издание
Новости культуры:
Новостной портал Министерства культуры Республики Дагестан 

Учредитель сетевого издания - Министерство культуры Республики Дагестан 


Перейти на официальный сайт Министерства культуры РД
Написать письмо

Интерактивная карта культурной жизни Республики Дагестан

Ногайский район

Южно-сухокумск

Тарумовский район

Кизлярский район

Кизляр

Бабаюртовский район

Хасавюртовский район

Хасавюрт

Кизилюртовский район

Кизилюрт

Кумторкалинский район

Махачкала

Махачкала

Новолакский район

Казбековский район

Буйнакский район

Буйнакск

Карабудахкентский район

Каспийск

Гумбетовский район

Унцукульский район

Ботлихский район

Ахвахский район

Хунзахский район

Гергебильский район

Левашинский район

Сергокалинский район

Каякентский район

Избербаш

Цумадинский район

Шамильский район

Гунибский район

Цунтинский район

Тляратинский район

Чародинский район

Лакский район

Акушинский район

Кулинский район

Дахадаевский район

Кайтагский район

Дербентский район

Дербент

Дагестанские Огни

Рутульский район

Агульский район

Табасаранский район

Хивский район

Сулейман-Стальский район

Курахский район

Магарамкентский район

Ахтынский район

Докузпаринский район

-->

В Махачкале открывается выставка «Май Митурич. Петрографика из Хуштада»

17 марта 2014 года

В Махачкале открывается выставка «Май Митурич. Петрографика из Хуштада»

В зале Этнического культурного центра в Махачкале открывается выставка «Май Митурич. Петрографика из Хуштада» из фондов Дагестанского государственного объединенного музея.
Серия графических работ известного советского, российского художника Мая Петровича Митурича хранилась в фондах музея, в отделе «Изобразительное искусство». Шестьдесят один лист, на каждом из которых с предельной точностью воспроизведены петрографические композиции на камнях, расположенных в кладке фасадов домов в селах Хуштада и Саситли (ныне Цумадинский район Дагестана). Все работы выполнены на плотной бумаге в технике черная тушь, белила, карандаш и датируются 1951 годом. Судя по фиксирующим надписям художника на обороте листа – точный размер камня, описание изображенных знаков, место расположения объекта «камень в стене дома….», эта работа производилась в исследовательских целях.
По словам Джамили Дагировой, удалось разыскать дочь известного художника Веру Митурич-Хлебникову, которая в своем письме приоткрыла завесу столь необычного «дагестанского периода» художника.
«Мой отец, Май Митурич, ездил в дагестанские экспедиции в качестве художника – тогда не фотографы, а художники фиксировали находки археологов. В его мастерской, которая вместе с работами перешла ко мне, хранятся его рисунки того времени, сделанные в Дагестане. Это был 1951-ый или, кажется, 52 год (я родилась в 1954). Родители моей мамы до войны жили в Москве, в коммунальной квартире. Но когда бабушка с мамой и маминым братом вернулись из эвакуации, а дедушка с фронта, их комната была занята. Мама осталась учиться в Москве, на одном курсе с отцом в Полиграфическом институте, а дедушка с бабушкой поехали в Махачкалу, где жили (тоже со времени войны) их родственники. Поженившись, мои родители их навестили и заодно подработали в экспедиции. Потом мама уехала на год в Махачкалу, где и родила меня. С 1955 года мы с ней перебрались в Москву, к отцу, а бабушка с дедушкой вскоре получили большую квартиру в городе Жданове и там жили остаток жизни. Вот история семьи и причины появления работ в вашем музее», – говорится в письме Веры Митурич-Хлебниковой.
Петрографика как первый опыт изобразительного искусства в Дагестане распространена была с древнейших времен. Изображения, знакомые по наскальным рисункам, трансформировались, видоизменялись, усложнялись или упрощались, накладывались и «заглушали» друг друга, через тысячелетия перекочевывали на стены средневековых архитектурных строений, включались далее в орнаментику надмогильных стел и узоры ковров предгорного и высокогорного Дагестана. Основной изобразительный ряд – это прямые ассоциации главных забот и тревог человечества – жизни и смерти, материнства и рождения, пропитания и выживания.
Большинство петрографических изображений, дошедших до нас в кладках строений, – это странные, неподдающиеся логике современного человека знаки, схемы, конструкции. Их условность и внешняя фрагментарность не оставляет нам надежды на понимание. Они не «читаются», но одновременно «соблазняют» выучить древний язык.
Это напрямую относится и к представленным в экспозиции выставки композициям. Условно их можно поделить на 3 группы. Первая группа – это 46 листов с изображением камня в стене дома в селе Хуштада; вторая группа – 12 листов с изображением на камнях в стене мечети села Хуштада, и третья группа – 3 камня в стене дома в селе Саситли. Все изображения носят сугубо условный схематичный характер, среди которых эксперты выделяют серию так называемых криптограмм – обведенных в рамку некоего набора знаков и изображений (в основном все они нанесены на камни больших размеров – примерно 100х20 см, установленные в стене мечети села Хуштада). Основная же масса камней имеет либо незаконченные композиции, либо одиночные изображения знака, модели, медальона.
«Среди данных работ нет ни одного повторяющегося камня, и потому можно смело сказать, что мы имеем 61 картину мира из Хуштада и Саситли. Многовариативно исполнены – солярные знаки, круги, кресты, звезда, лабиринты, зигзаги и волны, розетки. Множество зооморфных мотивов – отдельных животных (чаще) и сцен охоты (меньше). Весьма оригинальны антропоморфные мотивы – всадники, человек в движении (ритуальный танец?) и особенно графические абракадабры, как будто бы «играющие» в буквы. Мы пытаемся их разгадать и понять, но пока мы должны их внимательно рассмотреть и запомнить, ведь связь времен никто не отменял», – рпояснила Джамиля Дагирова.
В процессе подготовки выставки произошло приятное событие – Вера Маевна предложила в дар Дагестанскому государственному объединенному музею шесть работ Мая Митурича из дагестанского периода, хранившиеся в семье художника. Эти работы были выполнены в той же экспедиции, что и петрографические зарисовки. Это виды села Хуштада («Дом Магомедова Исмаила, председателя сельсовета, построенного в 1939 году», – три ракурса экстерьера и один интерьер дома), «Дом Саидатова Магомеда, с. Саситли» и один парный женский портрет «Богулалка в женском костюме, с. Хуштада». Все шесть работ (пока в репродукционном виде) вошли в экспозицию выставки «Май Митурич. Петрографика из Хуштада» в Этническом культурном центре Дагестана, любезно предоставившего музею временную площадку для презентации своих проектов.
Выставка продлится до 1 мая.

Опубликовать:

вернуться к списку