Народ, который умеет хранить в веках
и передавать из поколения в поколение святое уважение к рукописной, а подчас и кровью написанной книге

Это огромный показатель культуры и веское свидетельство высокой любви к своим истокам.

Перевести ru
Сетевое издание
Новости культуры:
Новостной портал Министерства культуры Республики Дагестан 

Учредитель сетевого издания - Министерство культуры Республики Дагестан 


Перейти на официальный сайт Министерства культуры РД
Написать письмо

Интерактивная карта культурной жизни Республики Дагестан

Ногайский район

Южно-сухокумск

Тарумовский район

Кизлярский район

Кизляр

Бабаюртовский район

Хасавюртовский район

Хасавюрт

Кизилюртовский район

Кизилюрт

Кумторкалинский район

Махачкала

Махачкала

Новолакский район

Казбековский район

Буйнакский район

Буйнакск

Карабудахкентский район

Каспийск

Гумбетовский район

Унцукульский район

Ботлихский район

Ахвахский район

Хунзахский район

Гергебильский район

Левашинский район

Сергокалинский район

Каякентский район

Избербаш

Цумадинский район

Шамильский район

Гунибский район

Цунтинский район

Тляратинский район

Чародинский район

Лакский район

Акушинский район

Кулинский район

Дахадаевский район

Кайтагский район

Дербентский район

Дербент

Дагестанские Огни

Рутульский район

Агульский район

Табасаранский район

Хивский район

Сулейман-Стальский район

Курахский район

Магарамкентский район

Ахтынский район

Докузпаринский район

-->

«Венец нидерландского Возрождения»

12 октября 2015 года

«Венец нидерландского Возрождения»

Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка - «Венец нидерландского Возрождения», посвященная 490-летию нидерландского живописца Питера Брейгеля.

Мало найдется в истории искусства личностей столь загадочных и неоднозначных. В течение всей своей жизни Брейгель оставался "немым". Он не писал статей и трактатов, не оставил переписки и за исключением двух-трех близких по духу лиц не знал друзей. Брейгель не оставил портретов ни своей жены, ни детей, ни друзей. Полагают, что он иногда изображал самого себя среди собственных персонажей - однако никаких подтверждений тому нет. Его портреты, выгравированные его друзьями, не имеют сходства между собой. Свою творческую деятельность Брейгель начал как график. Жил в Антверпене, Брейгель учился здесь у Питера Кука ван Алста, затем создавал рисунки для издателя гравюр Иеронимуса Кока. В 1551-1552 годах молодой художник совершил путешествие в Италию, после чего жил в Антверпене, затем в Брюсселе. Уже в ранних, исполненных с натуры рисунках и акварелях (1552-1553), изображающих грандиозные панорамы Тироля, Альп, виды родной страны, Брейгель проявил себя как новатор пейзажа

В 1565 году были написаны серия Картин месяцев или времён года, от которой сохранилось всего пять произведений. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта. «Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу. Зима», «Жатва. Лето» и «Сумрачный день», «Весна».

Венец-нидерландского-Возрождения_1.jpg

«Охотники на снегу. Зима»

Венец-нидерландского-Возрождения_2.jpg

«Возвращение стад. Осень»

Отзвуком размышлений художника о смысле человеческой и природно-вселенской жизни была картина "Падение Икара". Гибель античного героя, дерзновенно устремившегося к солнцу, оказывается тут мелким эпизодом; Брейгель изображает лишь торчащие вдали из воды ноги Икара, канувшего в море. В центре внимания - пронизанный солнечным светом, исполненный величия морской пейзаж и сцены мирного сельского труда на переднем плане. В этом произведении закладываются основы миропонимания, которое получает развитие в дальнейшем творчестве Брейгеля. Только в согласии с природой, постигая ее могучий мировой ритм, может добиться успеха человек - иначе его усилия обречены, подобно усилиям тщеславного Икара.

Венец-нидерландского-Возрождения_3.jpg

«Падение Икара»

Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы.

Венец-нидерландского-Возрождения_4.jpg

«Личностный рост»

Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Об одной из последних работ Брейгеля, Сорока на виселице, Карел ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах.

Венец-нидерландского-Возрождения_5.jpg

«Сорока на виселице»

Ван Мандер сообщает также о последней картине Брейгеля «Торжество правды», которую он называет самой лучшей в творчестве художника. До нас она не дошла, к тому же у ван Мандера соседствуют, правда и вымысел. Художник умер 5 сентября 1569 г. в Брюсселе. Похоронен Брейгель в брюссельской церкви Богородицы-в-часовне. Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В музеях России произведения Брейгеля отсутствуют.

Список литературы:

Гершензон-Чегодаева, Н. М. Брейгель [Текст] / Н. М. Гершензон-Чегодаева. - М.: Искусство, 1983. - 411 с.: цв.ил.

Котельникова, Т. М. Брейгель [Текст] / Т.М. Котельникова. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. - 128 с.: цв.ил. - (Галерея гениев).

Львов, С. Питер Брейгель [Текст] / С. Львов. - М.: Искусство, 1971. - 230 с.: ил. - (Жизнь в искусстве).

Питер Брейгель [Текст] / авт., сост. Р. Климов. - М.: Изобраз. искусство, 1959. - 51 с.: ил.

Роке, Клод-Анри. Брейгель или мастерская сновидений. [Текст] / Клод-Анри. Роке. - М.: Молодая гвардия, 2000. - 298 с.: цв.ил. - (Жизнь замечат. людей. Серия биогр.).

Сугробова, О. Падение Икара [Текст]: рассказ о нидерландском художнике Питере Брейгеле / О. Сугробова. – М.: Детская литература, 1984. - 59 с.: цв.ил.

Опубликовать:

вернуться к списку