Народ, который умеет хранить в веках
и передавать из поколения в поколение святое уважение к рукописной, а подчас и кровью написанной книге

Это огромный показатель культуры и веское свидетельство высокой любви к своим истокам.

Перевести ru
Сетевое издание
Новости культуры:
Новостной портал Министерства культуры Республики Дагестан 

Учредитель сетевого издания - Министерство культуры Республики Дагестан 


Перейти на официальный сайт Министерства культуры РД
Написать письмо

Интерактивная карта культурной жизни Республики Дагестан

Ногайский район

Южно-сухокумск

Тарумовский район

Кизлярский район

Кизляр

Бабаюртовский район

Хасавюртовский район

Хасавюрт

Кизилюртовский район

Кизилюрт

Кумторкалинский район

Махачкала

Махачкала

Новолакский район

Казбековский район

Буйнакский район

Буйнакск

Карабудахкентский район

Каспийск

Гумбетовский район

Унцукульский район

Ботлихский район

Ахвахский район

Хунзахский район

Гергебильский район

Левашинский район

Сергокалинский район

Каякентский район

Избербаш

Цумадинский район

Шамильский район

Гунибский район

Цунтинский район

Тляратинский район

Чародинский район

Лакский район

Акушинский район

Кулинский район

Дахадаевский район

Кайтагский район

Дербентский район

Дербент

Дагестанские Огни

Рутульский район

Агульский район

Табасаранский район

Хивский район

Сулейман-Стальский район

Курахский район

Магарамкентский район

Ахтынский район

Докузпаринский район

-->

Возвращение к друзьям

06 июля 2015 года

Возвращение к друзьям

Государственный Табасаранский театр, в честь юбилея Победы, представил спектакль на тему войны «Будем жить» по пьесе В. Жеребцова. Для постановки спектакля приглашен режиссер из Махачкалы Алисултан Магомедович Батыров.

  Алисултан Батыров долгое время работал главным режиссером в Табасаранском театре. На его счету такие постановки как: «Кавказская племянница», «Намус», «Жена по контракту», «Молла Насрудин» и др.

Алисултан Магомедович, Вы внесли большой вклад в становление Табасаранского театра, работая главным режиссером. Что Вам запомнилось о том периоде работы? Какие свои постановки Вы считаете для себя наиболее значимыми?

- В те годы, что я работал в Табасаранском театре, я всегда замечал и мне особенно запомнилось огромное желание актеров работать. Тот период работы для театра был очень тяжелым – период становления, обретения приоритетов, выбора направления работы. Период, когда не было никаких условий, работали практически в одной комнате, с нулевой материально-технической базой. Но у актеров было огромное желание работать. И у меня, как главного режиссера, было желание создать хороший коллектив. Я думаю, что в стену Табасаранского театра хороший крепкий кирпич я положил.

     Каждый поставленный мною тогда спектакль мне очень дорог, даже сказки, не говоря о таких спектаклях, как: «МоллаНасрудин», «Намус», «Кавказская племянница» и т. д. Каждая постановка давалась нелегко.

С 2007 года, как Вы ушли с Табасаранского театра, изменилась ли труппа театра? И как?

- За эти годы труппа театра, конечно же изменилась. Всегда хочется, чтоб люди менялись в лучшую сторону. Есть актеры, которые пошли вперед, но есть, которые остались на месте. Как гласит китайская мудрость: «Если ты сегодня ничего не постиг, то ты стоишь на месте. А если ты и завтра ничего не постиг, то ты идешь назад». Пусть каждый актер думает, чего он достиг за эти годы. Мне очень хочется, чтоб Табасаранский театр шел вперед. Я очень люблю и ценю этот коллектив, каждый актер для меня очень дорог.

Как Вы отнеслись к приглашению вновь в Табасаранский театр на постановку?

- У меня такое чувство, как будто я надолго куда-то уезжал из родного мне места, я бы даже сказал, из семьи, а теперь вернулся назад. Я очень рад приглашению. Если я могу принести еще хоть какую-то пользу коллективу родного мне театра, то я готов работать здесь.

Что для Вас праздник Победы?

- Пользуясь моментом, я поздравляю всех с Днем Победы! Для меня это святой праздник. Он у меня всегда в душе, и никто его у меня не отнимет. Двоюродный брат моего отца является Героем Югославии. Это равносильно Герою Советского Союза. Он для меня – олицетворение Победы. Мой отец пятнадцатилетним мальчишкой участвовал в истребительном батальоне Дагестана. Для меня Победа – журавли Расула Гамзатова. За одно это стихотворение его можно вписать в историю страны как фронтовика. День Победы для меня – это тот праздник, который объединяет всех здравомыслящих людей, все народы, праздник, которого никто не сможет у меня забрать.

Почему Вы остановились на пьесе «Плачет ива за горой»?

- Работая актером, я сыграл немало ролей в спектаклях на военную тему. И мне всегда хотелось самому тоже когда-нибудь поставить такой спектакль. Выбирая, что ставить на тему войны, я лучшей пьесы не нашел. «Будем жить» - это пьеса с исковерканными, покалеченными человеческими судьбами. У каждого героя пьесы – своя жизненная правда. И каждый из них прожил тяжелую жизнь во благо своей Родины. Кто-то воевал на фронте, кто-то обеспечивал победу в тылу, когда людей морил голод, когда люди пухли от травяных лепешек. Это тяжелая психологическая драма.

     И с другой стороны, насколько я знаю, в Табасаранском театре еще не было такой постановки с такими жизненными судьбами героев. Это еще одна ступень в творческом развитии труппы театра. Я уверен, что табасаранский зритель хорошо примет этот спектакль. И самое главное – постановкой этого спектакля мы в своем творчестве поднялись еще на одну ступень выше. В данном спектакле у актеров есть большие возможности раскрыть свой талант.

В театре теперь новое руководство, свой главный режиссер. Как Вы думаете, повлияло ли это на работу театра? Ведь Вы тогда работали с другим руководителем.

- Да, в те годы я работал с другим руководителем театра. Тогда тоже, с первых дней, как я начал работать главным режиссером Табасаранского театра, я знал, отдавал себе отчет в том, что я пришел в данный театр сделать определенную работу, помочь театру. Здесь не было своего режиссера. Я всегда говорил, что в театре должен быть свой режиссер, представитель этого народа.

     Сегодня в театре есть и свой главный режиссер, и новый руководитель. Я поздравляю и ДжанбулатаЗайналовича, и АлимурадаАсланбековича с их назначением. Желаю им больших успехов на благо культуры родного народа.

     Я желаю новому руководителю Табасаранского театра следовать логике Станиславского: «Главный в театре – актер, главный в театре – режиссер». И я вижу, что директор вполне осознает это. Театр – это не стена каменщика, которую построил, и она вот перед глазами: или ровная, или кривая. Чтоб построить хороший театр нужны годы и десятилетия. Руководству театра надо сделать так, чтобы у актеров всегда было желание служить театру, а не прислуживать. На это сегодня, по-моему, и работает АлимурадАсланбекович.

     Мне очень понравился новый, интересный проект руководства театра – своя театральная газета. Яркий, самобытный шаг директора театра. Ведь до сих пор ни у одного театра нашей республики, хотя они работают уже десятки лет, не было такого. И самый молодой Табасаранский театр начал издавать свою газету. Найти средства на газету, организовать эту работу – это успех руководителя. Я поздравляю театр с выпуском газеты! Желаю газете творческого долголетия.

Вы почувствовали, что прошедший год был Годом культуры?

- Не знаю, я работал. Уже несколько поколений нашей семьи, мы работаем на культуру, и не только в Год культуры.

Вы готовите в ДГУ творческие кадры для театров. Какова молодежь на факультете культуры? И стоит ли ожидать театрам, что они получат талантливых молодых актеров в будущем?

- Талант – это то, что дается человеку Всевышним. Но талант ничего не стоит без упорной учебы и работы. Да, на кафедре культуры дагуниверситета есть хорошая молодежь. Но разная. Есть молодые люди, которые хотят учиться, постичь что-то в жизни. Но есть и такие, которые ничего не хотят делать. Самое главное, наверное, чтобы у этой молодежи было желание принести пользу своему народу, своей культуре, если хотите – своей стране. И поверьте мне, это не высокопарные слова. Очень хотелось бы, чтоб у нас была хорошая молодежь, которая хочет работать, созидать.

Как Вы оцениваете нынешнее положение творческих работников театров?

- Очень хотелось бы, чтобы наши актеры зарабатывали деньги в театре, а не на свадьбах, банкетах или на бирже труда. (Были и такие случаи в 90-е годы, когда актеры стояли под мостом возле Анжи базара в Махачкале, надеясь найти какую-нибудь работу). Если б они получали хорошую зарплату, актеры, я думаю, не бегали бы, в целях дополнительного заработка, на свадьбы, корпоративы или дни рождения к кому-то. Они не обслуживали бы кого-то, а служили бы народу. Экономика в нашей жизни играет большую роль. Из-за положения в стране в первую очередь страдаем мы, как и врачи, учителя и т. д. Мы вынуждены пережидать тяжелые времена.

Какой-нибудь интересный случай из Вашей режиссерской работы.

- Не знаю, интересный ли он, но один такой случай у меня был и запомнил я его надолго. После ухода с Табасаранского театра, меня приглашали на постановки в разные театры. Так вот я ставил спектакль в Ногайском театре. Был февраль месяц. Утром встаю и вижу за окном страшную метель, все замело, гололед. Подумалось – пропала сегодняшняя моя репетиция. Дело в том, что трое актеров, которые были задействованы у меня в спектакле, жили за 25 километров от Терекли-Мектеб, где мы работали. Прихожу к девяти часам на работу. Все актеры сидят, кроме этих троих. Через пятнадцать минут пришли и они. Извинились за опоздания, и как в ни в чем ни бывало, приступили к работе. Все дело в том, что пришли они на работу пешком, потому что в такую погоду не было никакого транспорта. Меня это просто потрясло.

     Я хотел бы, чтоб и в Табасаранском театре, коллектив которого я очень уважаю и ценю, ценности были такими же.

     Поздравляю еще раз всех с Праздником Победы!

Абдурагим Абдурахманов

Опубликовать:

вернуться к списку