Народ, который умеет хранить в веках
и передавать из поколения в поколение святое уважение к рукописной, а подчас и кровью написанной книге

Это огромный показатель культуры и веское свидетельство высокой любви к своим истокам.

Перевести ru
Сетевое издание
Новости культуры:
Новостной портал Министерства культуры Республики Дагестан 

Учредитель сетевого издания - Министерство культуры Республики Дагестан 


Перейти на официальный сайт Министерства культуры РД
Написать письмо

Интерактивная карта культурной жизни Республики Дагестан

Ногайский район

Южно-сухокумск

Тарумовский район

Кизлярский район

Кизляр

Бабаюртовский район

Хасавюртовский район

Хасавюрт

Кизилюртовский район

Кизилюрт

Кумторкалинский район

Махачкала

Махачкала

Новолакский район

Казбековский район

Буйнакский район

Буйнакск

Карабудахкентский район

Каспийск

Гумбетовский район

Унцукульский район

Ботлихский район

Ахвахский район

Хунзахский район

Гергебильский район

Левашинский район

Сергокалинский район

Каякентский район

Избербаш

Цумадинский район

Шамильский район

Гунибский район

Цунтинский район

Тляратинский район

Чародинский район

Лакский район

Акушинский район

Кулинский район

Дахадаевский район

Кайтагский район

Дербентский район

Дербент

Дагестанские Огни

Рутульский район

Агульский район

Табасаранский район

Хивский район

Сулейман-Стальский район

Курахский район

Магарамкентский район

Ахтынский район

Докузпаринский район

-->

Выставка «Уроки Гаджиомара»

01 марта 2016 года

Выставка «Уроки Гаджиомара»

Выставка «Уроки Гаджиомара» к 85-летию заслуженного художника России, заслуженного деятеля искусств Дагестана Гаджиомара Изабакарова откроется 3 марта в выставочном зале ГБУ «Музей-заповедник – этнографический комплекс “Дагестанский аул”». (ул. Буйнакского, 9)

Выставка «Уроки Гаджиомара» посвящена творчеству и педагогической деятельности старейшего кубачинского мастера Гаджиомара Изабакарова. В этом году ему исполнилось 85 лет. Более 50 лет он преподает в Кубачинской средней школе предмет «Основы кубачинского искусства». Всю свою жизнь мастер изучает классические орнаменты – миндурма (сетка), мархарай (заросли), гумусса (черный фон), тутта (ветка), тамгIа (пятно), москав накьиш (московский узор), хIяшур (медальон) – и на их основе создает сотни эскизов, часть которых воплощена в серебряных изделиях, остальные ждут своего часа.

На выставке «Уроки Гаджиомара» представлено более 100 эскизов орнаментов, самый ранний из которых датируется 1947 годом, а самый поздний выполнен буквально за несколько дней до открытия выставки.

«Кажется, что здесь не может быть ничего нового, интересного, но орнамент в отвергшей изобразительность мусульманской культуре – это не только музыка для глаз, но цельная философская система, утонченное видение мира, художественный язык исламской цивилизации. В руках же талантливого мастера орнамент превращается в инструмент для передачи зашифрованной информации об идеальном мире и его райских садах.

Как истинный кубачинец, Гаджиомар Изабакаров чувствует орнаментально, думает орнаментально, видит мир через орнамент. Орнамент как определенная система ритмически упорядоченных изобразительных элементов, подобно музыкальному и поэтическому ладу, лежит в основе понятия гармонии – тончайшей структуры, совпадающей с вибрациями человеческой души, которую мы называем красотой. Не случайно красота – одно из самых повторяемых слов в речи старого мастера.

Создавая на бумаге орнаментальную композицию, художник создает станковую графическую картину, имеющую самостоятельную эстетическую ценность. При кажущейся на первый взгляд схожести десятков и сотен эскизов, при внимательном их рассмотрении обнаруживаешь удивительное разнообразие, которое можно классифицировать по тематике, графическому почерку, композиционному построению. Тематически эскизы логично делятся на классические кубачинские орнаменты, творческие вариации, композиции с изображениями животных, птиц, сказочных персонажей, композиции с изображением человека, имена-посвящения.

Каждый тип имеет свою историю, свои прообразы – в ближневосточном орнаментальном искусстве, в кубачинских резных камнях, арабской каллиграфии, фольклоре. Композиционно и технически орнаменты также бесконечно разнообразны. Они могут иметь форму круга, овала, ромба, квадрата, многоугольника. Могут быть выполнены карандашом, тушью, гелевой ручкой, акварелью, маслом – черным по белому или, наоборот, белым по черному, а могут – синим по белому, быть многоцветными. Закомпонованы узоры тоже с разной степенью густоты, напоминая то тонкое ажурное кружево, то густую, насыщенную вязь кубачинской черни. Имена-посвящения – настоящие ребусы, которые порой трудно расшифровать, так умело мастер прячет имя близкого человека в густых зарослях орнамента», – говорят организаторы.

Гаджиомар Изабакаров практически владеет всеми техниками обработки драгметалла и слоновой кости, но равных ему нет в сложной и редкой технике выемчатой эмали. Обычно ювелиры используют ее для декорирования на изделии небольших фрагментов, Изабакаров же покрывает эмалью по гравировке всю поверхность предмета орнаментом в стиле миндурма, тутта или мархарай, затрачивая очень много времени и труда. Но результат превосходит все усилия. Любимые цвета Изабакарова – небесно-голубой, ярко-синий в сочетании с белым и черным. Его работы всегда узнаваемы: в них нет пестроты и крикливости, присутствует особая чистота колорита, ясность мысли и удивительная одухотворенность, не случайно в искусстве символизма голубой цвет олицетворяет небесное, духовное начало.

На выставке также представлено несколько анималистических фарфоровых статуэток, выполненных Изабакаровым в 1962 году во время учебы в Московском химико-технологическом институте художественной промышленности. В экспозицию включена и единственная живописная работа из той же студенческой поры – копия фрагмента картины В.Васнецова «Богатыри» в обрамлении двойной орнаментальной композиции.

Часть экспозиции отведена под ювелирные и графические работы учеников Гаджиомара Бахмудовича, которые хранятся в музее Кубачинской средней школы. Изделия кубачинских школьников участвовали в 17 зарубежных выставках, всегда вызывая восторг посетителей. С 1969 по 1991 годы его ученики за участие в главной выставке достижений страны (ВДНХ) получили 113 золотых, серебряных и бронзовых медалей.

Более 50 лет Изабакаров передает следующему поколению кубачинских мастеров свои знания, умения, опыт, свою любовь к классическому кубачинскому орнаменту.

Опубликовать:

вернуться к списку