Народ, который умеет хранить в веках
и передавать из поколения в поколение святое уважение к рукописной, а подчас и кровью написанной книге

Это огромный показатель культуры и веское свидетельство высокой любви к своим истокам.

Перевести ru
Сетевое издание
Новости культуры:
Новостной портал Министерства культуры Республики Дагестан 

Учредитель сетевого издания - Министерство культуры Республики Дагестан 


Перейти на официальный сайт Министерства культуры РД
Написать письмо

Интерактивная карта культурной жизни Республики Дагестан

Ногайский район

Южно-сухокумск

Тарумовский район

Кизлярский район

Кизляр

Бабаюртовский район

Хасавюртовский район

Хасавюрт

Кизилюртовский район

Кизилюрт

Кумторкалинский район

Махачкала

Махачкала

Новолакский район

Казбековский район

Буйнакский район

Буйнакск

Карабудахкентский район

Каспийск

Гумбетовский район

Унцукульский район

Ботлихский район

Ахвахский район

Хунзахский район

Гергебильский район

Левашинский район

Сергокалинский район

Каякентский район

Избербаш

Цумадинский район

Шамильский район

Гунибский район

Цунтинский район

Тляратинский район

Чародинский район

Лакский район

Акушинский район

Кулинский район

Дахадаевский район

Кайтагский район

Дербентский район

Дербент

Дагестанские Огни

Рутульский район

Агульский район

Табасаранский район

Хивский район

Сулейман-Стальский район

Курахский район

Магарамкентский район

Ахтынский район

Докузпаринский район

-->

Пока все дома/ Или как в дистанционном формате проходило обучение в творческих учебных заведениях Дагестана

18 июня 2020 года

Пока все дома/ Или как в дистанционном формате проходило обучение в творческих учебных заведениях Дагестана

Коронавирус на достаточно долгий  период внёс в нашу жизнь свои коррективы. На передний план вышли новые форматы работы и общения. Новым стал и досуг дагестанцев. Можно было «посещать» всевозможные онлайн-выставки, экскурсии по музеям, смотреть спектакли театральных коллективов нашей республики в интернет-каналах, принять участие в каком-нибудь мастер-классе. Однако не забываем и о таком важном аспекте нашей жизни, как  получение знаний. В ситуации с самоизоляцией на помощь пришло дистанционное обучение с освоением новых технологий, новых форматов взаимодействия педагога и ученика. Министр культуры Дагестана Зарема Бутаева рассказала о том, как проходил процесс обучения на расстоянии в период ограничительных мер в подведомственных образовательных учреждениях среднего звена, ведущих подготовку будущих музыкантов, художников, артистов и других специалистов для сферы искусства нашей республики.

По словам министра, на конец учебного года в республиканских учреждениях   творческой направленности обучалось 1183 студентов – в Махачкалинском музыкальном училище им.Г.Гасанова– 124 студента, Дербентском музыкальном училище им.Д.Ашурова – 99, Дагестанском колледже культуры и искусств им. Б.Мурадовой– 547 и Дагестанском художественное училище им. М.Джемала– 413. Выпуск 2020 года составит 302 человека.

В условиях сложной эпидемиологической ситуации эти учебные заведения не прервали процесса обучения – они сумели подготовить студентов к сессии и приступили к проведению государственных экзаменов для выпускников.

- Зарема Ажуевна, как удалось организовать учебный процесс в непривычных условиях, учитывая специфику художественного образования?

- В период с 19 марта по 6 апреля текущего года наши учебные заведения оперативно перешли на дистанционное обучение с использованием современных образовательных технологий. Вся необходимая информация – будь то сроки дистанционного обучения, расписание с указанием нового временного графика уроков или расписание промежуточной и итоговой аттестации была размещена на официальных сайтах образовательных учреждений.

Если говорить о технической поддержке дистанционного обучения, то здесь важная часть работы легла на плечи кураторов, которые оказывали необходимую консультативную помощь преподавателям и студентам.  Технологически образовательный процесс осуществлялся на различных платформах, таких как Zoom и Discord (для групповых занятий), а также при помощи онлайн-мессенджеров и социальных сетей. Как видите, недостатка в выборе инструментов нет и адаптировать их под текущий формат удалось.

Кроме того, для студентов, которые не могли посещать онлайн-занятия по техническим причинам, на сайтах учебных заведений были выставлены все необходимые материалы по дисциплинам.

Я не буду детально описывать весь процесс взаимодействия с обучающимися – он отличался только формой контакта, но все также включал лекции, семинары или, как их еще называют, вебинары, опросы, проведение индивидуальных занятий по специальным дисциплинам, контроль выполнения домашних заданий и посещаемости…

- А если говорить о школах искусств республики. Как они справились с новым неожиданным вызовом?

Безусловно, для школ дополнительного образования в сфере культуры это стало определенным испытанием. В отличие от общеобразовательных школ, школы искусств таких платформ, как «Сетевой город», «Дневник.ру», не имели. Тем не менее, они достаточно быстро сориентировались и творчески, сумев заинтересовать ребят, организовали учебный процесс.
Это были видеоуроки, уроки-конференции, индивидуальные занятия, онлайн-викторины…Несомненно, данные формы дистанционного обучения активно применялись преимущественно в городских школах искусств, ввиду лучшей технической оснащенности этих образовательных организаций и обеспеченности их учащихся современными коммуникационными устройствами.
Но и школы искусств сельских районов республики активно включились в данный процесс, освещая, в том числе, часть работы в социальных сетях.
Искренние слова благодарности хочу выразить педагогическому корпусу, родителям учащихся за терпение и поддержку детей, и за то, что сумели качественно организовать учебный процесс в совершенно новых для всех нас условиях.
В результате такой слаженной совместной работы школы искусств республики успешно завершили учебный год. Только в этом году выпуск составил более 2000 чел. Это не может не радовать.

- Специфика подготовки специалистов в сфере искусства предполагает, что в ряде дисциплин большое значение имеет живое, непосредственное общение педагога и ученика, когда в ходе практического занятия идет работа над ошибками. Как удавалось в новых форматах работы сохранить этот живой диалог?

- Безусловно, это была одна из трудностей, с которой нам пришлось столкнуться. Вопрос как проводить индивидуальные занятия инструменталистов и вокалистов, где решающее значение, действительно, имеет живое взаимодействие педагога и студента, поначалу озадачил музыкальные учреждения. Пришлось внедрять новые формы – это и индивидуальные онлайн уроки, и разбор видеозаписей программных музыкальных произведений, сделанных студентами. Там, где было необходимо участие концертмейстеров, музыкальные партии записывались заранее и были доступны для самостоятельных репетиций. Справились и с этим. Но эти формы все-таки временная мера и они, однозначно, не могут стать заменой традиционного формата индивидуального урока музыканта, где целью является повышение исполнительского мастерства, овладение художественными методами подачи музыкального произведения, эмоциональный контакт с наставником.  

- Все вышеперечисленное невозможно без определенных технических средств, без качественного интернета, без наличия необходимых инструментов. Наверняка пришлось столкнуться с рядом проблем в этом плане.

- Действительно, сложности были. Студенты из горных районов, где нет качественной мобильной и Интернет-связи, не всегда могли принимать участие в работе группы в режиме онлайн. Также, ощущалась недостаточная обеспеченность техническими средствами преподавателей и студентов. Однако, как показала жизнь, нет неразрешимых задач. К примеру, руководство Дербентского музыкального училища решило и такие вопросы, как обеспечение смартфонами детей из малообеспеченных семей, проведение в их дома сети Wi-Fi. Преподавателям, не имеющим домашних компьютеров, была оказана помощь в выделении новых ноутбуков, поступивших в рамках реализации Национального проекта «Культура».

- Несмотря на все сложности, учебный год подошел к концу. Как идет его завершение?

В рамках завершения учебного года были проведены дистанционные контрольные уроки по теоретическим дисциплинам. Оценки выставлены на основании текущей успеваемости и аттестации. Что касается государственных экзаменов, то, учитывая сложившуюся эпидемиологическую обстановку, рекомендации Министерства просвещения РФ, Министерства культуры РФ и Роспотребнадзора, государственные экзамены будут проходить, а где-то уже проходят дистанционно. Конечно же, и здесь есть свои нюансы, продиктованные обстоятельствами. Это касается, прежде всего, учебных заведений, где преподаются музыкальные исполнительские дисциплины.
В целом скажу, что при переходе на дистанционный режим обучения мы аккумулировали опыт ведущих творческих музыкальных вузов и средних учебных заведений страны и успешно внедрили лучшие практики.

- Определенные изменения, наверняка, коснутся и приемной кампании 2020 года?

- Да, разумеется, в порядок приема документов от абитуриентов также внесены некоторые коррективы. Как временная альтернатива, мы будем придерживаться варианта приема документов в электронном виде. Дальнейшее ведение приемной кампании будут зависеть от эпидемиологической обстановки в республике и рекомендаций Роспотребнадзора. Практически во всех образовательных учреждениях кампания стартует с 1 июля и продлится до последней декады августа – в соответствии с планом учебного заведения. В случае недобора сроки приема документов могут быть продлены до конца ноября.
Вся необходимая информация для абитуриентов размещена на официальных сайтах и страницах образовательных учреждений в социальных сетях.
Отмечу, что двери наших учебных заведений открыты для всех желающих, кто хочет реализовать себя в творческих профессиях. А возможностей в Республике для этого масса.

- Подводя итог, что можете сказать о работе подведомственных образовательных учреждений? Можно ли говорить, что в объективно сложных условиях им удалось собраться и не дать провиснуть учебному процессу?

- Безусловно, период ограничительных мер показал, что несмотря ни на что, работники творческих образовательных учреждений нашей республики- настоящие профессионалы своего дела и энтузиасты, которые сделали все возможное, чтобы работа по подготовке музыкантов, художников, молодых танцоров и других творческих специалистов продолжалась. Это очень важно, так как творческие колледжи, училища республики – это наша кузница будущих профессионалов в сфере дагестанского искусства. Выпускники наших образовательных учреждений ежегодно поступают в ведущие творческие вузы страны, вливаются в ряды деятелей культуры и искусства, как нашей республики, так и других регионов России. Немало наших талантливых земляков реализует себя и за границей. Отрадно, что многие возвращаются в Дагестан и служат культуре и искусству родного края. Поэтому, очень важно, что в этом году образовательный процесс не остановился в связи пандемией.
К слову, руководитель федерального ведомства культуры Ольга Любимова, говоря о дистанционном обучении, отметила, что в ближайших планах министерства - создание единой цифровой платформы, куда будут интегрированы образовательные организации. По ее мнению, с помощью такого сервиса будет удобнее обмениваться практиками, проводить консультации, лекции, видеоконференции, вести учет успеваемости и общаться педагогам со студентами.

Имеется ли положительный опыт в дистанционном обучении? Безусловно, есть. Развитие информационных технологий и существующий режим самоизоляции ускорили внедрение дистанционных форм обучения в образовательный процесс. Пришлось изучать дополнительные возможности различных электронных образовательных ресурсов, а также техническую составляющую дистанционной работы. Полученный в таких, можно сказать, экстренных условиях опыт, безусловно, можно будет использовать и в дальнейшем с целью обогащения форм учебного процесса и подачи учебного материала. Однако, дистанционный формат, как показала жизнь, не решает всего спектра задач обучения студентов профессии. А потому, в дальнейшем, будет целесообразно сочетание традиционных форматов обучения с дистанционными формами. Думается, что этот симбиоз давно продиктован современными реалиями.

Опубликовать:

вернуться к списку