Саксофонист Владислав Вальс и пианистка Наталья Бражникова выступили на дагестанской сцене
Саксофонист Владислав Вальс и пианистка Наталья Бражникова выступили на дагестанской сцене
Дагестанская государственная филармония им. Т. Мурадовапровела третий концерт X Международного музыкального фестиваля "Порт-Петровские Ассамблеи", который в эти дни проходит в республике при поддержке Министерства культуры Дагестана. На сцене Кумыкского театра выступили лауреаты международных конкурсов, профессора Российской академии музыки им. Гнесиных саксофонист Владислав Вальс и пианистка Наталья Бражникова. Это третий концерт в нашей республике знаменитого саксофониста - официального артиста фирмы Yamaha. Владислав Вальс уже выступал перед дагестанцами в сопровождении Камерного оркестра филармонии и джазового оркестра. В этот раз музыкант приехал со своей коллегой с классической программой «Диалоги».Музыканты выстроили ее начало на абсолютной академической классике с виолончельного концерта Рахманинова, и во всех последующих произведениях по мере выхода из академизма программа обретала все больше джазовых гармоний. Большинство исполненных произведений – это переложения, как например виртуозная скрипичная «Чакона» Витали, которая в интерпретации для саксофона обрела новые интонации и ритмы.
В концерте также звучала музыкаШмитта, Витали, Равеля, Розенблатта, Франка, Пьяццоллы, Кларка.
Отвечая на вопросы журналистов, Владислав поделился, что ехал в наш город с чувством, что вернулся к старым друзьям, что с самого первого своего приезда он продолжает общаться с некоторыми нашими музыкантами.
- Владислав, вы учились игре на инструменте в Москве и Магнитогорске, затем проходили обучение во Франции и Лондоне. Насколько российская школа духовыхинструментов, особенно саксофона, отличается от европейской?
- Десять лет назад можно было сказать, что естькардинальные различия. Особенно флейтовая школа была обособленная, потому что музыканты не ездили в другие страны, не учились, а сейчас все слилось, школа уже как будто одна во всем мире. Российская школа игры на саксофоне сегодня вполне на уровне, а иногда превосходит другие страны. Наши исполнители занимают самые высокие места на ведущих международных конкурсах.
- Вы совмещаете активную гастрольную жизнь и педагогическую практику. Одно другому не мешает?
- Не все концертирующие музыканты любят преподавать, и многим это кажется рутиной, но мне это нравится и много дает. Обычно мне приходится учить ту музыку, которую играютстуденты, чтобы показывать - как играть. Мои ученики часто приносят современные произведения и говорят –я хочу это сыграть. Поэтому преподавание - это постоянный процесс совершенствования.
- Саксофон у большинства людей ассоциируется с джазом. Какие еще музыкальные направления подвластны вашему инструменту?
- Саксофон был создан каксинтез кларнета и медных духовых инструментов. Он может играть так жегромко как медные, так жебыстро как флейта и кларнет, его возможности безграничны. До сих пор музыканты придумывают новые приемы игры, которые приходится изучать, потому что это цепочка такая – виртуозный саксофонист изобретает новый прием, показывает его композитору и тот начинает внедрять новое в своей музыке. Это особенно популярно во Франции - на ведущих конкурсах сразу же выходят эти произведения как обязательные и соответственно всем саксофонистам нужно учиться играть этот новый прием. Такчто саксофон как инструмент до конца еще не раскрыт.
- Изначально саксофон был создан для исполнения классических произведений, для него писали Берлиоз, Равель, Дебюси, Рахманинов, но сегодня трудно поверить в то, что джаз был для него не первичен.
- Да, изначально это было так, саксофон был просто одним из инструментов духового оркестра, но в Америке он стал «королем» в эпоху джаза. Например, в России классический саксофон стал известен позже, чем джазовый, всего лишь лет тридцать назад.
- А вам приходилось изобретать новые приемы игр на саксофоне.
- Нет, но я делаю новые интерпретации не саксофонных произведений. Нам саксофонистам тоже хочется играть Моцарта и Баха, но в их время он еще не был создан. Тот же Рахманинов писал виолончельный концерт, который будет звучать сегодня, с учетом тембра виолончели, поэтому приходится делать переложение так,чтобы саксофон тоже звучал в этой музыке. А новые приемы у нас изобретает в основном молодые ребята, которым по 16 лет. Они все время экспериментируют. Один наш студент первокурсник написал произведение, которое называется «Паркур» и то, что он творит с саксофоном – это что-то запредельное. Я спрашиваю его – как ты это играешь? Но он сыграть может, а объяснить нет.
Наталья Бражникова ответила на вопрос – легко ли пианисту вести диалог с саксофоном в особенности вне джаза?
- Любой уважающий себя пианист занимается не только карьерой, нои выстраивает творческие взаимоотношения с разнообразными партнерами. У нас сложился довольно мощный тандем с Владиславом. Саксофон принадлежит к числу инструментов не только ярких и разностилевых, но и обладает многообразием тембрального звучания. Он может подражать скрипке, виолончели, звучать как тромбон, ему доступно подражание голосу гобоя, кларнета и, конечно, саксофон может оставаться самим собой. Поэтому в диалоге с саксофоном рояль может чувствовать абсолютное свое роскошество, и я могу себе позволить, как пианистке, звучать достаточно ярко,свободно, разнообразно и местами ощущать оркестровое наполнение рояля. Если сравнивать дуэтную игру с другими инструментами, то там рояль должен вести себя более корректно и не претендовать на право первенства, а сегодня крышка рояля будет открыта на полную мощь. В акустике вашего театра мы звучим полновесно, не заглушая, ине обедняя звучания друг друга.
Опубликовать: