Народ, который умеет хранить в веках
и передавать из поколения в поколение святое уважение к рукописной, а подчас и кровью написанной книге

Это огромный показатель культуры и веское свидетельство высокой любви к своим истокам.

Перевести ru
Сетевое издание
Новости культуры:
Новостной портал Министерства культуры Республики Дагестан 

Учредитель сетевого издания - Министерство культуры Республики Дагестан 


Перейти на официальный сайт Министерства культуры РД
Написать письмо

Интерактивная карта культурной жизни Республики Дагестан

Ногайский район

Южно-сухокумск

Тарумовский район

Кизлярский район

Кизляр

Бабаюртовский район

Хасавюртовский район

Хасавюрт

Кизилюртовский район

Кизилюрт

Кумторкалинский район

Махачкала

Махачкала

Новолакский район

Казбековский район

Буйнакский район

Буйнакск

Карабудахкентский район

Каспийск

Гумбетовский район

Унцукульский район

Ботлихский район

Ахвахский район

Хунзахский район

Гергебильский район

Левашинский район

Сергокалинский район

Каякентский район

Избербаш

Цумадинский район

Шамильский район

Гунибский район

Цунтинский район

Тляратинский район

Чародинский район

Лакский район

Акушинский район

Кулинский район

Дахадаевский район

Кайтагский район

Дербентский район

Дербент

Дагестанские Огни

Рутульский район

Агульский район

Табасаранский район

Хивский район

Сулейман-Стальский район

Курахский район

Магарамкентский район

Ахтынский район

Докузпаринский район

-->

В Министерстве культуры РД состоялось очередное заседание Общественного совета под председательством заслуженного работника культуры РФ и РД, заместителя генерального директора ГТРК «Дагестан» Салама Хавчаева.

11 июля 2019 года

В Министерстве культуры РД состоялось очередное заседание Общественного совета под председательством заслуженного работника культуры РФ и РД, заместителя генерального директора ГТРК «Дагестан» Салама Хавчаева.

В Министерстве культуры РД состоялось очередное заседание Общественного совета под председательством заслуженного работника культуры РФ и РД, заместителя генерального директора ГТРК «Дагестан» Салама Хавчаева.


На повестку дня был вынесен вопрос о состоянии дагестанского многонационального театра в целом.
Докладчиком по данному вопросу выступила театровед, заслуженный деятель искусств России Гулизар Султанова. Содокладчик - директор ГБУ "Дагестанский Государственный Кумыкский музыкально-драматический театр им. А-П. Салаватова Мавлет Тулпаров.

В начале своего выступления Гулизар Султанова отметила ведущего актера Дагестанского Государственного Русского драматического театра им.М. Горького, Народного артиста РД Имама Акаутдинова, который был удостоен диплома в номинации лучшая мужская роль Аксентия Поприщина в спектакле "Записки сумасшедшего" по произведению Н.Гоголя на Открытом фестивале-лаборатории театрального искусства "Верю" в Астрахани.
Докладчик дала высокую профессиональную оценку работе всей трупы Русского театра над постановкой спектакля.

Далее Гулизар Султанова в своем докладе "Дагестанские театры в системе Российского
театрального искусства", проинформировала собравшихся о том, что Дагестанский многонациональный театр вступил в новое тысячелетие, потеряв многие финансово-экономические привилегии и творческие контакты, имевшие место при социалистической системе правления.
" На рубеже веков в семью братских театров Дагестана влились новые театральные коллективы: Азербайджанский драматический театр в Дербенте, Театр оперы и балета и еще два национальных театра: Ногайских и Табасаранский. Вопрос о современной национальной драматургии стоял остро из-за отсутствия развитых традиций в собственной национальной драматургии", - сказала Султанова и подчеркнула, что со временем в Дагестане появились пьесы национальных авторов преимущественно исторической тематики, с фольклорными сюжетами.

Докладчик заметила: «В республике за последние годы систематически, через каждые два года, проходят Международные фестивали русских театров республик Прикаспийского и Черноморского региона, на которых выступают не только театры республик Северного Кавказа, Закавказья и ближнего зарубежья, но и театры Москвы, С-Петербруга, Германии, Албании, Израиля. Традиционным стал и фестиваль дагестанских театров под общим названием «Воспевшие Дагестан», посвященный известным дагестанцам, оставившим о себе добрую память в истории и культуре своего народа.
"Серьезную подпитку в творческой перестройке, переосмыслении, новом настрое наших театров и определенном подъеме в театрах республики сыграли международные фестивали русских театров Черноморско-Каспийского региона и республик Северного Кавказа, которые проходят вот уже пятый раз с 2007 года. Это и моноспектакли, которые побудили рождение великолепной постановки «Записки сумасшедшего» на сцене нашего Русского театра, которая была удостоена Гран-При на Международном фестивале в Македонии. Фестивальный спектакль выпускников актерского факультета ГИТИСа «Мамочки», который по своей тематике и режиссерскому решению оказался близок к нашему Русскому театру. Режиссер Московского спектакля А.Терещенко был приглашен для постановки этой пьесы в наш Русский театр.
Фестиваль подружил с любителями классической прозы и поэзии нашей республики артиста Петербургского Большого драматического театра, заслуженного артиста РФ Михаила Морозова, и он почти ежегодно выступает на сцене нашего Театра поэзии. Выступления высоких профессионалов в художественном чтении не только воспитывают вкус нашего зрителя, но и являются «мастер-классами» для артистов наших театров в их работе над художественным чтением", - сказала Гулизар Султанова.


Она отметила важность выявления творческого состояния наших театров: «Учрежденный в нашей республике с 2016 года республиканский фестиваль «Воспевшие Дагестан», который был проведен уже два раза и способствовал появлению в репертуаре ряда театров новых пьес, рождению новых имен национальных авторов.
Была сделана попытка создать новые национальные пьесы о героях, о достойных людях республики рассказать современникам драматургическим языком».

Говоря об актерских работах республиканских театров, докладчик пояснила, что артисты театров показывают хороший уровень исполнительского мастерства.
Она обратила внимание на то, что профессионального разговора заслуживает сегодня состояние театральной режиссуры Дагестана.
"Отсутствие систематической учебы у молодых, начинающих режиссеров, за редким исключением и устаревшая эстетика спектаклей режиссеров старшего поколения обращает на себя внимание отсутствием полета фантазии, статичностью в мизансценическом решении, информативно-повествовательным многословием и вялым развитием конфликта без нарастающего развития действия".

В рамках доклада Гулизар Султанова рассказала о работе всех ведущих национальных театров республики.
Она отметила, что старейший национальный театр Дагестана Кумыкский музыкально-драматический театр им. А-П.Салаватова участвовал в фестивале со спектаклем «Ханума» А.Цагарели для постановки которого был приглашен молодой режиссер Д.Павлов.
"В прочтении пьесы грузинского классика А.Цагарели «Ханума» прочитывается почерк молодого режиссера со смелой выдумкой, свободомыслием и даже своеволием, я бы сказала. Наряду с удачными режиссерскими находками и интересными решениями, острыми, пикантными сценами Д.Павлов позволяет себе пользоваться весьма скользкими ненормативными образами метафорами, не учитывая менталитета народа, его этические и эстетические традиции", - заявила Султанова.

Докладчик в ходе выступления проинформировала и о работе, проделанной творческим коллективом Лакского музыкально-драматического театра над спектаклем «Кровь и слезы» С.Касумова, удостоенного диплома «За лучшую режиссуру».
"Историческая драма С.Касумова посвящена памяти борцов за честь и достоинство, погибших во время крупнейшего восстания в Дагестане в 1877.

Далее Гулизар Султанова отметила, что тематика спектакля Даргинского музыкально-драматического театра «Насилие» по пьесе классика даргинской национальной драматургии Рабадана Нурова знакома дагестанскому зрителю еще по постановкам выпускников даргинской студии Ереванского театрального института.
"Мустафа Ибрагимов не впервые обращается к этой пьесе.
В новом спектакле широко использована прекрасная музыка замечательного композитора современности Ширвани Чалаева. Знаю, что композитор работал с театром в процессе подготовки спектакля над его музыкальной партитурой, хоровыми и вокальными партиями, которые стали украшением данного спектакля и отмечено как лучшее достижение постановки жюри последнего фестиваля", - сказала докладчик.

Театровед в ходе доклада заметила, что вместе со взрослыми театрами, молодые коллективы, родившиеся на наших глазах в самом начале XXI века, например, Табасаранский театр, который оповестил о своем рождении в декабре 2001 года и Ногайский театр, который начал свое летоисчисление в сентябре 2000 года также участвуют во всех фестивалях. Она призвала учитывать отсутствие своего оборудованного помещения у этих театров, молодость их коллективов и отсутствие большого опыта в творческой деятельности у художественного руководства театра (речь идет о табасаранском драматическом театре).

Особое внимание Султанова уделила без всяких скидок, с гордостью и великой радостью за наше растущее поколение, на единственный театр кукол для детей и подростков в нашей многодетной республике, который из года в год растет и совершенствуется сам и выращивает прекрасных зрителей для наших взрослых театров с отменным эстетическим вкусом на высоко художественных спектаклях для постановки которых театр приглашает лучших режиссеров из центральных городов России, Стран ближнего и дальнего зарубежья.
"Подтверждением справедливости моих слов является фестиваль кукольных театров стран БРИКС, право проведения которого было предоставлено нашему театру не за красивые глаза Аминат Яхьяевой, а за блестящие показатели творческих возможностей театра на престижных Международных и Всероссийских фестивалях много лет подряд. Театр показал тем самым нашим зрителям кукольное искусство Китая, Индии, Бразилии, Африканской республики и прекрасную игру с великолепной режиссерской подачей «Кармен» Вологодского театра, о таком уровне которого многие из нас и не подозревали.
Завершая свой экскурс в творческую жизнь дагестанского многонационального театра не хочу делать далеко идущие выводы на примерах из отдельных спектаклей. Но как любой живой организм театр рождается, растет, крепнет и стареет, если в его уже подуставшие меха не влить новое вино, не готовить новую смену", - сказала докладчик.

В завершение выступления Гулизар Султанова подытожила, что уроки фестиваля поучительны и дают определенные направления на будущее, как необходимость жесткого отбора спектаклей на фестивальные показы и вопрос национальной режиссуры, требующий серьезной аттестационной работы в отдельных случаях, и поиска путей выхода из некоторой бескорыстности и заземленности режиссерских решений.

Далее содокладчик директор ГБУ "Дагестанский Государственный Кумыкский музыкально-драматический театр им. А-П. Салаватова Мавлет Тулпаров подробно остановился на вопросах подготовки молодых актеров и режиссеров для республиканских театров. Он отметил важность индивидуальной работы режиссеров с актерами и обратил внимание на то, что работникам театров необходимо осваивать несколько смежных специальностей: быть не только актерами, но преподавать сценическое движение, хореографию, сценречь.
Отметим, что появившуюся в последние годы тенденцию - слабую дикцию актеров театров, в рамках заседания Общественного совета при МК РД, поднимали несколько раз.

В ходе разговора затронули также тему и вопросы материально-технической базы
Гостеатров, а также обеспечения жильем творческих деятелей.
Было достигнуто понимание того, что в дотационный республике обеспечивать 12 профессиональных театров сложнее, чем в других мононациональных регионах России. В здании Русского театра размещены три больших театральных коллектива: Русский, Лакский и Театр оперы и балета.

На встрече обсудили и другие важные вопросы и определили повестку следующей встречи.
Все предложения, которые прозвучали на заседании совета, будут направлены руководству Министерства культуры РД.

Опубликовать:

вернуться к списку