Народ, который умеет хранить в веках
и передавать из поколения в поколение святое уважение к рукописной, а подчас и кровью написанной книге

Это огромный показатель культуры и веское свидетельство высокой любви к своим истокам.

Перевести ru
Сетевое издание
Новости культуры:
Новостной портал Министерства культуры Республики Дагестан 

Учредитель сетевого издания - Министерство культуры Республики Дагестан 


Перейти на официальный сайт Министерства культуры РД
Написать письмо

Интерактивная карта культурной жизни Республики Дагестан

Ногайский район

Южно-сухокумск

Тарумовский район

Кизлярский район

Кизляр

Бабаюртовский район

Хасавюртовский район

Хасавюрт

Кизилюртовский район

Кизилюрт

Кумторкалинский район

Махачкала

Махачкала

Новолакский район

Казбековский район

Буйнакский район

Буйнакск

Карабудахкентский район

Каспийск

Гумбетовский район

Унцукульский район

Ботлихский район

Ахвахский район

Хунзахский район

Гергебильский район

Левашинский район

Сергокалинский район

Каякентский район

Избербаш

Цумадинский район

Шамильский район

Гунибский район

Цунтинский район

Тляратинский район

Чародинский район

Лакский район

Акушинский район

Кулинский район

Дахадаевский район

Кайтагский район

Дербентский район

Дербент

Дагестанские Огни

Рутульский район

Агульский район

Табасаранский район

Хивский район

Сулейман-Стальский район

Курахский район

Магарамкентский район

Ахтынский район

Докузпаринский район

-->

В Театре поэзии прошли Международные ежегодные научно-популярные чтения «Кавказский дневник Рубо»

16 июня 2016 года

В Театре поэзии прошли Международные ежегодные научно-популярные чтения «Кавказский дневник Рубо»

15 июня в Театре поэзии прошли Международные ежегодные научно-популярные чтения «Кавказский дневник Рубо», приуроченные к 160-летию со дня рождения художника Франца Рубо.

Франц Алексеевич Рубо – русский художник, крупнейший мастер батальной живописи конца XIX– начала XXвека, родился в 1856 году в Одессе, учился в Баварской академии художеств в Мюнхене, затем в частной художественной школе художника-баталиста Йозефа Брандта. В 1885 году он получает правительственный заказ на написание серии картин для Военно-исторического музея («Храм славы») в Тифлисе, для выполнения которого художник много путешествовал по Кавказу и Средней Азии.

Инициатор чтений, историк творчества Франца Рубо, член Ассоциации искусствоведов (АИС) Джамиля Дагирова рассказала зрителям о художнике и его знаменитой панораме «Штурм аула Ахульго», фрагменты которой экспонируются в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой. В 1888 году Франц Рубо написал картину «Взятие Ахульго», и сюжет так увлек художника, что он задумал панораму на эту же тему. Имея на тот момент большой опыт батальной живописи, прекрасные знания кавказской действительности и творческий интерес, художник взялся за создание первой русской панорамы, в которой отразилось одно их ключевых событий Кавказской войны. Панорама «Штурм аула Ахульго», созданная в 1889-1890 гг., имела размеры 120х12 метров, успешно экспонировалась в Мюнхене, Париже, Нижнем Новгороде. Затем она была приобретена Николаем IIи передана в Военно-исторический музей, где она хранилась десять лет, и была значительно повреждена – для следующей выставки в Севастополе сам Франц Рубо провел реставрацию полотна. С 1909 года панорама экспонировалась в Санкт-Петербурге, а с началом Первой мировой войны в 1912 она была накатана на вал и сложена на хранение в подвалы Павловских казарм, в 1922 году передана на хранение в Музей артиллерии, где значительно пострадала от сильнейшего наводнения в 1924 году. С 1928 года панорама хранилась в дагестанском музее, спустя шесть лет хранения специальная комиссия пришла к заключению, что реставрация полотна нецелесообразна, было вырезано и законсервировано в хранилище три фрагмента картины, остальное же было приказано «сдать в утиль». Первые попытки реабилитации панорамы «Штурм аула Ахульго» предприняла директор музея искусств Патимат Гамзатова в 1965 году. В 1989-1991 годах была выполнена художественная реставрация одного из фрагментов, хранящихся в музее, еще два подверглись технической реставрации. Патимат Саидовна не оставляла надежды восстановить панораму, с 1993 по 1997 в Студии военных художников им.Грекова по сохранившейся фотографии 1911 года был создан эскиз-копия панорамы в масштабе 1:10. В 2012 году в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой прошла масштабная выставка, посвященная кавказскому периоду живописи Франца Рубо, где было собрано практически всё, что сохранилось на данный момент в музеях и архивах страны.

О кавказском, а именно «дагестанском» цикле живописных полотен рассказал доктор исторических наук, профессор ДГУ, научный сотрудник ДГОМ им. А. Тахо-Годи Хаджи-Мурад Доного. В Дагестанском государственном историко-архитектурном музее им. Тахо-Годи хранится одна из первых работ цикла – «Штурм крепости Салты», написанная в 1886 году, «Взятие аула Дарго» и «Вступление императора Петра I Великого в Тарки» (хоть полотно и не посвящено событием Кавказской войны, но справедливо относится историками к «дагестанскому» периоду). Полотно «Взятие Гуниба и пленение Шамиля» хранилось в музее г. Грозного, но значительно пострадало во время чеченских событий 1990-х годов, сейчас находится на реставрации в Москве. Еще одна картина – «Смерть генерал-майора Слепцова» – хранится в Национальном музее Чеченской Республики, а вариант этого полотна хранится в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств. В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой хранятся «Взятие Ахульго», «Штурм аула Гимры» и «Переход Аргутинского через снежные горы Кавказа». Местонахождение картины «Молитва Шамиля перед боем» неизвестно.

Историк Сергей Манышев рассказал о медицине Дагестана первой половины XIX века, об особенностях оказания помощи в ходе Кавказской войны, о мифах и заблуждениях, связанных с тем периодом истории.

Завершала чтения искусствовед, член АИС, зам.директора МЗ-ЭК «Дагестанский аул» Татьяна Петенина выступлением под заголовком «Мой Рубо». Она рассказала о годах работы в музее искусств, когда Патимат Гамзатова день за днем боролась за панораму «Штурм аула Ахульго», о своих поисках и интересе к знаменитому художнику, и посещении тех мест, где происходили события, изображенные на полотнах Франца Алексеевича.

Завершая научно-популярные чтения «Кавказский дневник Рубо» Джамиля Дагирова отметила, что в следующем году исполняется 110 лет со дня открытия Военно-исторического музея («Храм славы»), и пригласила к участию в чтениях всех искусствоведов, историков, ученых, желающих внести свой вклад в изучение наследия Франца Рубо и нашей истории.

Опубликовать:

вернуться к списку