Народ, который умеет хранить в веках
и передавать из поколения в поколение святое уважение к рукописной, а подчас и кровью написанной книге

Это огромный показатель культуры и веское свидетельство высокой любви к своим истокам.

Перевести ru
Сетевое издание
Новости культуры:
Новостной портал Министерства культуры Республики Дагестан 

Учредитель сетевого издания - Министерство культуры Республики Дагестан 


Перейти на официальный сайт Министерства культуры РД
Написать письмо

Интерактивная карта культурной жизни Республики Дагестан

Ногайский район

Южно-сухокумск

Тарумовский район

Кизлярский район

Кизляр

Бабаюртовский район

Хасавюртовский район

Хасавюрт

Кизилюртовский район

Кизилюрт

Кумторкалинский район

Махачкала

Махачкала

Новолакский район

Казбековский район

Буйнакский район

Буйнакск

Карабудахкентский район

Каспийск

Гумбетовский район

Унцукульский район

Ботлихский район

Ахвахский район

Хунзахский район

Гергебильский район

Левашинский район

Сергокалинский район

Каякентский район

Избербаш

Цумадинский район

Шамильский район

Гунибский район

Цунтинский район

Тляратинский район

Чародинский район

Лакский район

Акушинский район

Кулинский район

Дахадаевский район

Кайтагский район

Дербентский район

Дербент

Дагестанские Огни

Рутульский район

Агульский район

Табасаранский район

Хивский район

Сулейман-Стальский район

Курахский район

Магарамкентский район

Ахтынский район

Докузпаринский район

-->

Выставка «Дагестан – Страна гор» открылась в Махачкале

15 июня 2016 года

Выставка «Дагестан – Страна гор» открылась в Махачкале

Выставка «Дагестан – Страна гор», посвященная Году гор, открылась 14 июня в зале Союза художников республики. В экспозиции представлено более 150 работ: живопись, графика, скульптура, фотография, вышивка и роспись ткани, керамика, авторские куклы и произведения ювелирного искусства. Среди авторов как мэтры дагестанского искусства, так и совсем молодые художники, как профессиональные, так и самодеятельные авторы.

Благо, тема настолько благодатная и поистине неисчерпаемая, допускающая самую вольную трактовку, что каждый нашел в ней что-то свое, и засилья горных пейзажей и других шаблонов удалось избежать. Все-таки Дагестан не только страна гор, но и край свободы. Творческой, в том числе.
Да, пейзажи составили значительную часть живописной части экспозиции, но большинство художников отказались от пленэрно-реалистической манеры изображения действительности, избавив зрителей от необходимости в сотый раз лицезреть слащавые лубочные картинки. Амирбек Амирбеков в своем «Межсезонье» и Елена Гапурова в триптихе «Трансиллюзии» ушли в чистую абстракцию, причем последняя сумела передать не иллюзорное представление о «Дагестане былинном», а именно, что его суть, разложенную на атомы и собранную заново. Да, этого мифического, эпического Дагестана как страны высоких гор и высоких отношений, уже нет даже в наших воспоминаниях и мечтах. И в сюрреалистических полотнах Евгения Голика от него остались лишь туманные воспоминания. А тот, который есть, не так эффектен внешне и не вписывается в наши однозначные представления о плохом и хорошем. И пусть им не так приятно любоваться, но это не лишает его права на нашу любовь. Амирхан Магомедов, вот, влюблен без памяти: от полотна «Бархан Сары-Кум» веет таким чистым восторгом, как от настоящего бархана – зноем. Анна Самарская в восторге от «Водопада Карадахского ущелья» - это чуть ли не единственная картина в экспозиции, воспроизводящая натуру с фотографической натуралистичностью, и это именно тот редкий случай, когда эта натуралистичность оправдана. Ни образ, ни техника, ни цветовое и композиционное решение не характерны для Самарской. Можно поздравить автора с творческим ростом.
Большинство живописцев экспериментировали с импрессионизмом разной степени отвлеченности. Перед нами предстает череда живописных горных склонов, узких сельских улиц, старых строений, маленьких дворов кисти Наримана Дамаданова, Избат Уруджевой, Абдуллы Бамматова, Габибулы Амарова, Магомеда Юсупова и др. Отсюда и небольшой формат произведений, исключая «Аксакала» Асият Арслангреевой. Хотя здесь тоже все работает на«впечатление», просто использованы иные художественные приемы.
Традиционные предметы горского быта с натюрморта «Страна гор» (триптих) Инессы Гимбатовой своей эпичностью и величественностью затмевают самые высокие снеговые вершины. И размеры полотна тут ни при чем. В них – горский дух. Точнее те частицы его эфира, что удалось поймать и поместить в стерильную герметичную музейную среду, чтобы любоваться хотя бы здесь, раз уж в природе почти не осталось такой возможности.
И какие же горы без горцев! А горцы – без горянок! Их много и они разные, включая театрально-сказочных (автор Ирина Миронова) и даже грубовато-наивных (куклы Людмилы Ибрагимовой, керамические рельефы Ислама Шовкринского). В живописных и графических произведениях жители Страны гор изображены в естественной для себя среде, без прикрас, и поэтому прекрасны. Особняком стоит «Кара Карев. Герой двух войн» ЗулкарнаяРабаданова. Он – Герой. И герой настоящий, а не мифический, не литературный (ср. с героем «Ахульго» Андрея Забожанова). Фона и среды ему под стать – не нашлось, да они ему и не нужны, настолько он самодостаточен.
Галина Пшеницына и Хайруллах Курбанов представили на выставку целую галерею камерных портретов жителей Страны Гор, выполненных в лучших традициях русской академической живописи. А «Подруги» Натальи Савельевой (бум., сепия, сангина) – те еще старушки-веселушки с чертиками в глазах. Любая хоть сейчас могла бы стать боевой подругой Героя.
Дагестанская станковая графика последние годы находится на подъеме. На выставке свои работы экспонируют лучшие молодые авторы - выпускники и студенты Графической мастерской ХГФ ДГПУ: Магомед Даудов, Джамиля Шахбанова, Джаннат Юсупова, Заира Мукаилова, Бурлият Атаева и др., а также их педагоги Юсуп Ханмагомедов и Арслангерей Акавов.
Скульптура малых форм представлена работами Магомед-Али Алиева («Всадник», «Семья»). «Кубачинку» Ислама Шовкринского также можно отнести к скульптуре, хотя формально она под это определение не подходит. Суть не в видовом определении, а в том, что образ получился необыкновенно выразительный и притягательный. Эти миндалевидные глаза, полные невыразимой печали, этот высокий лоб, который не лоб вовсе, а чело, эти губы, в которых застыло молчание, эти долгие пальцы – мы видели их много раз: на древнерусских иконах, на росписях эпохи Возрождения, точно такие у микеланджеловской Марии из «Пьеты». А она – наша современница, значит, для Страны Гор еще не все потеряно.
Влада Бесараб 

Опубликовать:

вернуться к списку