Народ, который умеет хранить в веках
и передавать из поколения в поколение святое уважение к рукописной, а подчас и кровью написанной книге

Это огромный показатель культуры и веское свидетельство высокой любви к своим истокам.

Перевести ru
Сетевое издание
Новости культуры:
Новостной портал Министерства культуры Республики Дагестан 

Учредитель сетевого издания - Министерство культуры Республики Дагестан 


Перейти на официальный сайт Министерства культуры РД
Написать письмо

Интерактивная карта культурной жизни Республики Дагестан

Ногайский район

Южно-сухокумск

Тарумовский район

Кизлярский район

Кизляр

Бабаюртовский район

Хасавюртовский район

Хасавюрт

Кизилюртовский район

Кизилюрт

Кумторкалинский район

Махачкала

Махачкала

Новолакский район

Казбековский район

Буйнакский район

Буйнакск

Карабудахкентский район

Каспийск

Гумбетовский район

Унцукульский район

Ботлихский район

Ахвахский район

Хунзахский район

Гергебильский район

Левашинский район

Сергокалинский район

Каякентский район

Избербаш

Цумадинский район

Шамильский район

Гунибский район

Цунтинский район

Тляратинский район

Чародинский район

Лакский район

Акушинский район

Кулинский район

Дахадаевский район

Кайтагский район

Дербентский район

Дербент

Дагестанские Огни

Рутульский район

Агульский район

Табасаранский район

Хивский район

Сулейман-Стальский район

Курахский район

Магарамкентский район

Ахтынский район

Докузпаринский район

-->

Выставка "Голоса белых журавлей" открылась в Махачкале

07 сентября 2016 года

Выставка "Голоса белых журавлей" открылась в Махачкале

6 сентября в Театре поэзии  в Махачкале открылась выставка актуального искусства «Голоса белых журавлей». В экспозицию вошли работы молодых художников из Махачкалы, Каспийска, Владикавказа, Грозного, Цхинвала, Краснодара и Москвы. Этот проект дал старт традиционным для Дагестана Дням белых журавлей.

Подготовка к выставке началась весной этого года, когда по предложению директора Театра поэзии Елены Гаруновой кураторы проекта Екатерина Дидковская и Муса Гайворонский начали собирать команду молодых художников, желающих создать произведения, отражающие их видение «Белых журавлей» как явления в культуре и истории не только республики, но и всей страны.

Одиннадцать авторов создали свои живописные, графические и аудио-визуальные произведения, подтвердив, что для нового поколения образ белых журавлей по-прежнему важен, всё так же тревожит художников и заставляет их создавать работы, используя язык актуального искусства.

Художники из Владикавказа представили на выставке большие живописные полотна – это «Небо» Карины Batso и «Донбас» Виктории Гагиевой. Карина Batso изобразила бескрайнее небо с парящими в нем птицами, где ведут борьбу белые облака и темные тучи, а Виктория, постаравшаяся передать в своей работе чувства, которые испытывает человек, теряя в войне близких, говорит, что «Журавли» Расула Гамзатова дают нам, оставшимся в живых, скорбную надежду и утешение.

Совсем иная живопись представлена Заирой Магомедовой, дагестанским художником, ныне живущим в Москве. Две тревожно глядящие вдаль фигуры ее работы «Ожидание» перекликаются с историей, рассказанной Заирой в серии «Хадижат», что она посвятила жизни своей бабушки, чьи голубые глаза, по поверью, должны были видеть сквозь облака и километры судьбу ушедших на фронт мужчин.

В графических листах махачкалинских художников Джаннет Ибрагимовой и Магомеда Сагидаева ощущается их постоянное нахождение в дагестанском художественном контексте: работа Магомеда является прямой иллюстрацией знаменитого стихотворения Расула Гамзатова, а Джаннет создала портрет великого поэта, неотъемлемой частью композиции которого являются силуэты журавлей. Сильнейшее впечатление производит серия Дзерассы Гаглоевой из Цхинвала «Музы мира», где в ее узнаваемой графической манере изображены дети – жертвы войн с большими, полными боли глазами. Знакомые каждому орнаментальные элементы еще раз подчеркивают, что война – общечеловеческое горе.

Тамара Тайсумова из Грозного представила серию черно-белых фотографий «Обелиск», где запечатлены последствия войны в Чечне. Силуэты разрушенных домов на почти белом небе пугают даже больше, когда мы замечаем маленькую фигуру человека, стоящего на руинах. Серию фотографий и инсталляцию создал махачкалинец Шамиль Ахмед. Его лозунг «Я не хочу быть журавлем» кажется простым только на первый взгляд, но при внимательном рассмотрении работы мы находим гораздо больше смыслов, вложенных автором в его произведение.

В экспозицию вошли сразу три разноплановые работы одного из кураторов проекта, художника Мусы Гайворонского из Каспийска. Если деревянный автомат, смотрящий в небо, на фотографии «Богоборец» мы и могли видеть на более ранних выставках, а в инсталляции «7 дней мира и 1 день войны» из семи расписанных гильз и одной пули безошибочно угадывается  его авторский стиль, то аудио-инсталляция «Вагон № …» стала совершенно новым произведением, чье создание было подсказано особенностями помещения галереи Дома поэзии, где проходит выставка. Маленькое техническое помещение в центре зала стало темным вагоном, где слышен только стук колес поезда, уносящего человека туда, откуда он едва ли вернется: депортация, ссылка, репрессии, концлагеря, Освенцим,  ГУЛАГ – вот слова, которые сам автор называет, описывая свою работу, сравнивая поезд с шумным призраком, перевозящим души из мира живых в мир мертвых.

Видео Халимы Саидудиновой, живущей в Москве, прямо рассказывает нам о последствиях войны, которым не будет конца. Слово «Мир» снова и снова проступает кровью на новых пластах ткани, которые расстилает художник. В описании работы Халима сравнивает каждый новый слой с душами, погибшими во имя достижения мира.

Завершает экспозицию инсталляция «Журавли» Артура Голякова из Краснодара. Несколько сотен белых бумажных журавлей расположились на полу галереи и полностью оправдали задумку художника: посетители выставки, аккуратно лавировавшие между маленькими белыми фигурками, вскоре забыли о том символе, что окружает их на каждом шагу, и стали безжалостно топтать бумажных журавлей, не замечая и того, что маленькие дети, посетившие выставку с родителями, затеяли игру с фрагментами этой инсталляции. К созданию этой работы Артура подтолкнул один из памятников, рассказывающий очень личную историю о погибших на фронте, испорченный стараниями чиновников, пожелавших «привести его в порядок» к памятной дате. Автор напоминает нам, что память и уважение не терпят пафоса, а проявляются во внимании к мелочам, окружающим нас, в простом человеческом отношении друг к другу.

Выставка «Голоса белых журавлей» получилась насыщенной смыслами, заставляющей еще раз задуматься о том, что значит для нас мир и поэтическое слово, для многих и многих поколений закрепившее в памяти возвышенный и сакральный образ белых журавлей.  

 

Опубликовать:

вернуться к списку