Народ, который умеет хранить в веках
и передавать из поколения в поколение святое уважение к рукописной, а подчас и кровью написанной книге

Это огромный показатель культуры и веское свидетельство высокой любви к своим истокам.

Перевести ru
Сетевое издание
Новости культуры:
Новостной портал Министерства культуры Республики Дагестан 

Учредитель сетевого издания - Министерство культуры Республики Дагестан 


Перейти на официальный сайт Министерства культуры РД
Написать письмо

Интерактивная карта культурной жизни Республики Дагестан

Ногайский район

Южно-сухокумск

Тарумовский район

Кизлярский район

Кизляр

Бабаюртовский район

Хасавюртовский район

Хасавюрт

Кизилюртовский район

Кизилюрт

Кумторкалинский район

Махачкала

Махачкала

Новолакский район

Казбековский район

Буйнакский район

Буйнакск

Карабудахкентский район

Каспийск

Гумбетовский район

Унцукульский район

Ботлихский район

Ахвахский район

Хунзахский район

Гергебильский район

Левашинский район

Сергокалинский район

Каякентский район

Избербаш

Цумадинский район

Шамильский район

Гунибский район

Цунтинский район

Тляратинский район

Чародинский район

Лакский район

Акушинский район

Кулинский район

Дахадаевский район

Кайтагский район

Дербентский район

Дербент

Дагестанские Огни

Рутульский район

Агульский район

Табасаранский район

Хивский район

Сулейман-Стальский район

Курахский район

Магарамкентский район

Ахтынский район

Докузпаринский район

-->

Выставка, посвященная 120-летию со дня рождения советского режиссера, педагога Сергея Эйзенштейна.

18 января 2018 года

Выставка, посвященная 120-летию со дня рождения советского режиссера, педагога Сергея Эйзенштейна.

В читальном зале отдела литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова вниманию посетителей библиотеки представлена выставка «Патриарх отечественного кино», посвященная 120-летию со дня рождения советского режиссера, теоретика искусств, педагога Сергея Михайловича Эйзенштейна.

Сергей Михайлович Эйзенштейн вошел в историю отечественного и мирового кино как один из крупнейших мировых мастеров режиссуры, педагог, выдающийся теоретик искусства. Созданные им фильмы и труды изучаются во всех киношколах и многих университетах Старого и Нового Света. Эйзенштейна еще при жизни назвали Леонардо да Винчи кинематографа - за мощь и разносторонность гения, за всеобъемлющую эрудицию, за постоянную готовность к эксперименту и за неуклонное стремление к художественному совершенству творений. Имя Эйзенштейна, одно из самых знаменитых и почитаемых в искусстве ХХ века, достойно представляет Россию в пантеоне мировой культуры наряду с именами Станиславского, Мейерхольда и Таирова, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича и многих других.

Сергей Михайлович Эйзенштейн родился в Риге. Окончил Рижское реальное училище, учился в Петроградском институте гражданских инженеров, откуда после революции 1917 года добровольцем ушел в Красную Армию. В 1920 году его направили в Академию Генштаба на курсы переводчиков, однако Эйзенштейн ушел работать художником-постановщиком в московский театр Пролеткульта, где позже стал режиссером. Большое влияние на него оказал главный режиссер театра – Всеволод Мейерхольд, познакомивший Сергея Эйзенштейна с понятием «обусловленной спонтанности». Развив теорию Мейерхольда, Эйзенштейн создал собственный стиль монтажа, при котором эффект, создаваемый последовательностью кадров в целом больше суммы его частей. Несмотря на стремление сделать свои фильмы понятными для массового зрителя, Эйзенштейн зачастую «отпугивал» аудиторию обилием символов и метафор – тем, что он называл «интеллектуальным монтажом». 24 декабря 1925 года вышел фильм Эйзенштейна под названием «Броненосец „Потёмкин“» и имел огромный успех как в СССР, так и за рубежом. Картина оказала сильное влияние на кинематографию тех лет и уже позже была названа «лучшим фильмом всех времён и народов».

В октябре 1928 года Эйзенштейн вместе со своей съёмочной группой, куда входили Григорий Александров и оператор Эдуард Тиссэ, отправился в путешествие за рубеж с целью изучения западного опыта. Это была официальная поездка, целью которой было дать возможность Эйзенштейну и его съемочной группе больше узнать о звуковом кино, а также лично представить капиталистическому западу известных советских артистов. Последующие 2 года Эйзенштейн много путешествовал и выступал по берлинскому радио, читал лекции в Гамбурге, Берлине, Лондоне и Кембриджском университете, Антверпене, Амстердаме, сделал доклад «Интеллектуальный монтаж» в Брюссельском университете.

В 1930 году он заключил контракт с кинокомпанией Paramount Pictures на экранизацию романа Теодора Драйзера «Американская трагедия». Вместе с Айвором Монтегю и Григорием Александровым при содействии Драйзера начал работу над сценарием. Через месяц Paramount отказалась от его сценария. С помощью писателя Эптона Синклера Эйзенштейн приступил к съёмкам фильма «Да здравствует Мексика!». Однако после того, как было отснято 75 тысяч метров, Сталин направил ему телеграмму с предложением вернуться в СССР.

После возвращения в 1932 году Эйзенштейн занялся научной и педагогической деятельностью, стал заведующим кафедрой режиссуры Государственного института кинематографии, в 1935 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Эйзенштейн писал статьи, составил проект программы по теории и практике режиссуры, на основе прочитанных лекций начал собирать книгу «Режиссура». Весной 1935 года Эйзенштейн начал работать над сценарием «Бежин луг». Сценарий к фильму был написан драматургом, бывшим чекистом, Александром Георгиевичем Ржешевским. Сюжетом фильма была коллективизация сельского хозяйства, сочетавшая радужные и трагические краски и опиравшаяся на историю Павлика Морозова.

В 1938 году Эйзенштейн написал сценарий историко-патриотического фильма «Александр Невский». За него получил учёную степень доктора искусствоведения (без защиты диссертации). На съемках фильма началось творческое содружество С. Эйзенштейна с композитором С. Прокофьевым. «Александр Невский», явившись, безусловно, вехой в творчестве, ознаменовал собой резкую смену режиссером своего художественного метода.

Сняв за свою карьеру лишь семь художественных картин, Эйзенштейн, тем не менее, вошел в историю кино как один из крупнейших его теоретиков (и практиков), сумев показать, что в возможности облекать абстрактные понятия в конкретные образы кинематограф намного обогнал своего предшественника – театр XIX века. Фильмы же Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» (1925), «Александр Невский» (1938), «Иван Грозный» (1945 - 1958) являются шедеврами мирового кинематографа.

Умер Сергей Михайлович 11 февраля 1948 года в Москве в возрасте 50 лет, не успев закончить большинство своих трудов. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище

Опубликовать:

вернуться к списку