Народ, который умеет хранить в веках
и передавать из поколения в поколение святое уважение к рукописной, а подчас и кровью написанной книге

Это огромный показатель культуры и веское свидетельство высокой любви к своим истокам.

Перевести ru
Сетевое издание
Новости культуры:
Новостной портал Министерства культуры Республики Дагестан 

Учредитель сетевого издания - Министерство культуры Республики Дагестан 


Перейти на официальный сайт Министерства культуры РД
Написать письмо

Интерактивная карта культурной жизни Республики Дагестан

Ногайский район

Южно-сухокумск

Тарумовский район

Кизлярский район

Кизляр

Бабаюртовский район

Хасавюртовский район

Хасавюрт

Кизилюртовский район

Кизилюрт

Кумторкалинский район

Махачкала

Махачкала

Новолакский район

Казбековский район

Буйнакский район

Буйнакск

Карабудахкентский район

Каспийск

Гумбетовский район

Унцукульский район

Ботлихский район

Ахвахский район

Хунзахский район

Гергебильский район

Левашинский район

Сергокалинский район

Каякентский район

Избербаш

Цумадинский район

Шамильский район

Гунибский район

Цунтинский район

Тляратинский район

Чародинский район

Лакский район

Акушинский район

Кулинский район

Дахадаевский район

Кайтагский район

Дербентский район

Дербент

Дагестанские Огни

Рутульский район

Агульский район

Табасаранский район

Хивский район

Сулейман-Стальский район

Курахский район

Магарамкентский район

Ахтынский район

Докузпаринский район

-->

Зарема Бутаева. Надо поднимать престиж профессии музыканта и художника

17 ноября 2016 года

Зарема Бутаева. Надо поднимать престиж профессии музыканта и художника

Делать интервью с чиновниками, тем более в ранге министра, журналисты не любят. Потому что в большинстве случаев никакого интервью изначально не предполагается: круг тем заранее известен, вопросы согласованы, время ограничено – сплошная формальность и никакого творчества. Но разговор с министром культуры Дагестана Заремой Бутаевой получился неформальным и неформатным: составленные заранее вопросы позволили подготовить развернутые ответы, что освободило время для обсуждения незапланированных тем. И хотя в итоге в тексте оказалось много цифр и длинных официальных названий, на самом деле он не об этом, а о свободе творчества и востребованности талантов, которым, безусловно, надо помогать.И даже немного о том, как, будучи министром, остаться творческим человеком

– Почему отменили Международный фестиваль Русских театров, который должен был стать уже пятым по счету и которого так ждали дагестанские театралы?

–Этот фестиваль проводился при поддержке министерства культуры России, точнее, большая часть средств для его проведения выделялась из федерального бюджета. В этом году в связи с экономическим кризисом бюджет сильно сократили. Мы подали заявку на проведение фестиваля Русских театров в следующем году, будем надеяться, что ее одобрят, это действительно очень важный проект и для нашей республики, и для тех коллективов, которые к нам приезжают. Кстати, хоть и не в рамках фестиваля, но Русский театр из Кабардино-Балкарии в сентябре приехал в Махачкалу с гастролями, которые прошли очень успешно. Заслуженный артист России, актер Большого Драматического театра Михаил Морозов (Санкт-Петербург), чьи моноспектакли так полюбились дагестанским театралам, узнав, что фестиваль отменили, изъявил желание приехать самостоятельно. Мы изыскали возможность это устроить, и Михаил Леонидович выступил на сцене Театра Поэзии.

– Причем не с одним, а с двумя моноспектаклями, включая специально для нас подготовленный «Прозы я не писал совсем» по книге Расула Гамзатова «Мой Дагестан»! А потом еще был творческий вечер, на котором он обещал и впредь не забывать махачкалинских зрителей. Следующий вопрос также связан с фестивальной темой. За время вашей деятельности на посту министра удалось коренным образом переломить ситуацию в сфере культуры – к нам стали приезжать на гастроли лучшие театральные и музыкальные коллективы страны, проводятся большие фестивали («Порт-Петровские Ассамблеи», «Фестиваль Русских театров», «Горцы»), публика стабильно ходит в театры, концертные залы и на вернисажи. Благодаря открытию в Дербенте Музея истории мировых культур и религий и «Домика ПетраI», культурная жизнь на юге республики буквально кипит.Проводятся концерты в крепости «Нарын-Кала», открытые киносеансы ивыставки современного искусства тоже нашли своего зрителя, активно используются мультимедиа технологии. Такая форма подачи интересна в первую очередь молодым зрителям, а молодые авторы имеют возможность реализовать себя. В Махачкале потрясающей площадкой стал Театр Поэзии, где царит безграничная свобода творчества. Но города северной части Дагестана (Хасавюрт, Кизилюрт) остаются почти без внимания, не считая редких выездных филармонических концертов и мероприятий местной библиотечной сети, где работают большие энтузиасты.Что делается и что планируется делать, чтобы интегрировать этот регион в современное общекультурное поле?И тот же вопрос, но применительно к горным территориям. Здесь тоже сделано многое, открыты центры традиционной культуры, активно строятся гостевые дома и ведется огромная работа по привлечению туристов (и они уже поехали в горы, среди городской молодежи все популярнее «маршруты выходного дня» и т.д.), проводятся фестивали (например, «Цамаури», фестиваль чая в Согратле, праздник в Хунзахе, посвященный памяти Хаджи-Мурата), но подавляющее большинство этих мероприятий с уклоном в фольклор. А в горы нужно везти и академическую культуру, как это в свое время сделал МурадКажлаев, устроив выступление симфонического оркестра в Гунибе, чтобы возвращение к истокам, интерес к своей традиционной национальной культуре не обернулись погружением в средневековые адаты, разбавленные влиянием радикальных исламских течений.

– Безусловно, мы озабочены этими проблемами, которые нельзя решить в одночасье. Главная задача, которую ставят перед собой все организации, подведомственные министерству культуры, предоставить жителям нашего, самого южного региона России, возможность доступа к мировым ценностям в области музыки, театра, живописи. В 2014 году, который был объявлен Годом Культуры, по поручению главы республики Рамазана Абдулатипова мы запустили два масштабных проекта – «Культура детям села» и «Творческий десант». Тогда «Творческий десант» прошел в 19 муниципальных образованиях, его участниками стали более 400 человек. Проводились презентации книг, художественные выставки, литературные чтения. Выступали лучшие коллективы республики, это и Оркестр народных инструментов республики, и лекторий Даггосфилармонии, и фольклорные, хореографические коллективы из районов, представители творческих Союзов. Особенно активно подключился к этой работе Союз писателей Дагестана. Проект стал ежегодным. В 2015 году он был посвящен Году Литературы в России и, конечно же, 70-летию Победы и 2000-летию Дербента. В этом году участниками встреч уже стали более 800 человек. То же касается и проекта «Культура детям села», который расширился и теперь называется «Культура детям Дагестана». Это очень сложноорганизованные мероприятия, тут многое зависит не от нас, а от погоды, например, от состояния дорог, не всегда возможно быстро привезти детей из горного района в Махачкалу на спектакль. А ведь они еще должны успеть вернуться обратно! Мы работаем вместе с министерством образования, есть понимание со стороны глав муниципалитетов. Я это к тому говорю, чтобы было понятно, какая огромная разъяснительная работа была проведена. Ведь поначалумы сталкивались с тем, что артистов просто не впускали в некоторые села или родители отказывались отпускать детей на спектакль в театр, лекторий филармонии или экскурсию в музей. А уже только за 2016 год в проекте приняли участие около 10 тысяч детей!

Большие надежды возлагаются на работу Центров традиционной культуры народов России (ЦТКНР), которые по инициативе Рамазана Абдулатипова начали открываться с 2013 года в рамках приоритетного проекта развития республики «Человеческий капитал».Они создаются на базе клубных учреждений. В 2013г. открылось девять Центров – в Акушинском, Ахвахском, Гунибском, Кулинском, Лакском, Тляратинском, Левашинском, Хунзахском, Унцукульском районах. В 2014 – восемь – в Гергебильском, Чародинском, Ботлихском, Цунтинском, Гумбетовском, Шамильском, Цумадинском районах, Бежтинском участке. А сегодня их почти 300 – не только в каждом районе, но и во многих сельских поселениях!Они открываются уже не «указке свыше», а по инициативе самих жителей сел. Я порой слышу, как говорят: «А-а, зачем эти центры – старые горшки собирают!», и мне очень обидно, что люди не понимают значение проекта. Появление Центров означает новый виток развития традиционной культуры на селе, это начало работы по сохранению и популяризации фольклора на новом уровне. В Левашинском районе Центр стал основой для возникновения ансамблей пандуристов и гармонистов, в Цумадинском – создан фольклорный ансамбль «Цези», в Акушинском – детский ансамбль «Балхарочка». Это значит, что появились люди, а главное дети, которые хотят заниматься народным творчеством и нашли возможность демонстрировать свои таланты. Уверена,что у таких коллективов все сложится хорошо и на смену одним самобытным артистам будут приходить другие.И «старые горшки» тоже надо собирать где-то, ведь дома дети уже не видят утвари, которую так умело изготавливали и украшали их прадеды. В перспективе в ЦТКНР можно будет получить информацию о традиционном укладе жизни, хореографическом, песенном, изобразительном искусстве не только своих предков, но и других народов нашей страны. Это духовное обогащение, это знания, которые так необходимы сейчас, когда нашему обществу навязываются чуждые идеалы и нормы жизни.

И в городах эта работа также активно ведется. Например, в Хасавюрте ЦТКНР сначала базировался во дворце культуры «Спартак», а в 2015 г. на территории Городского центра культуры построили новое двухэтажное здание, в котором сейчас и располагается ЦТКНР. При нем работает детская вокальная студия «Жемчужина», студенческий театр, хореографическая студия «Абнормал», студия звукозаписи, в рамках Года Гор запущен проект «Город мастеров». Кизилюртовский Центр открылся в октябре 2014 и объединил людей, желающих изучать и сохранять культурное наследие народов России.

Что касается фестивалей фольклора, то это ведь не просто спели-потанцевали-разошлись. Те же «Горцы» – уникальный проект для всей России, потому что он имеет очень мощный миротворческий потенциал. В этом году фестиваль прошел необычно – в два этапа. Участниками первого стали 40 фольклорных ансамблей из Дагестана, а также гости из Словакии, Мексики, Шри-Ланки. На второй этап приехали коллективы из Ставрополья, Ростовской области, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Азербайджана. «Горцы» – это всегда разнообразная, насыщенная программа: от конференций, выставок и официальных приемов до выездных концертов гостей-участников по районам. Фестивальсобирает огромное количество зрителей, которые могут оценить богатство и красоту традиционной культуры разных народов мира. Сравнивая увиденное с культурой своего народа, люди осознают и ее уникальность, понимают, что каждый народ ценен своей самобытностью. На фестивале происходит живое общение, взаимодействие с представителями разных конфессий, все понимают – нет плохих религий и народностей, происходит переосмысление всего того, что передается СМИ. Значимость «Горцев» оценена на международном уровне: с 2012 г. фестиваль проводится под эгидой ЮНЕСКО. Его гостями в разные годы были генеральный секретарь Международной организации по фольклору (IOV) Ганс Хольц (Австрия); президент Международного совета организаторов фестивалей фольклора и традиционного искусства (CIOFF) при ЮНЕСКО УдомсакСакмунгвонг (Таиланд); основатель, генеральный директор и художественный руководитель Французской ассоциации национальных культур и традиций Жан Рош и т. д.

– Если у нас такие замечательные «Горцы», то зачем нам еще один фольклорный фестиваль – «Цамаури»?

– Да, это новый фольклорный форум, который проходит в высокогорном Тляратинском районе, поэтому у него своя, особая атмосфера. Уже по пути на фестиваль зрители, среди которых не только дагестанцы, словно заряжаются энергией природы горного края. Это не только путешествие в новые места, но и путешествие во времени, погружение в культуру прошлого. «Цамаури» – это и деловая площадка, где под руководством главы Дагестана Рамазана Абдулатипова принимаются важные решения в сфере народной культуры.

– И все же вернусь к культуре академической. Мало привезти в горы оркестр или вывезти сельских школьников в музей. Когда-то Готфрид Гасанов «открыл» ШирваниЧалаева – горского парня, который интересовался музыкой и любил петь, ему было 19, когда он начал учиться музыке. И сегодня в горах нужно искать потенциальных студентов музыкального и художественного училищ, лучшие из которых потом поступят в консерватории и художественные институты. В этом году на базе ДГПУ открытИнститут культуры.Заявлено, что здесь будет вестись подготовка по специальностям, по которым раньше получить высшее образование в республике не было возможностей: хореография, менеджмент, режиссура. Расскажите об этом учебном заведении. Оно подчиняется минкультуры или минобразования? Откуда возьмутся преподавательские кадры на специальностях, которых раньше в республике не было?

– Безусловно, необходимо искать талантливых ребят в селах и помогать им получать профессиональное образование. Сейчас очень болезненно для нас, что в районах закрываются школы искусств, потому что руководство не понимает важности эстетического воспитания. Их объединяют со студиями, передают в ведение министерства образования, из-за чего теряется сама суть этих учебных заведений. Ведь они дают базовые профессиональные знания в области музыкального и изобразительного искусства. Напрямую школы искусств минкультуры не подчиняются, но мы всячески стараемся их поддерживать. Необходимо вести разъяснительную работу с главами муниципалитетов, а также профориентационную работу с родителями. Дагестанцы необыкновенно талантливы во всех областях искусства, задача в том, чтобы найти мотивацию для молодого человека и его родителей, убедить их в необходимости и перспективности занятий искусством.Люди должны понимать, что профессиональный музыкант или художник без работы не останется, нужно поднимать престиж этих профессий. Исторический факт – не один ШирваниЧалаев, а целое поколение дагестанских музыкантов, которым сейчас 70-80 лет, пришло в культуру благодаря усердию Готфрида Гасанова и ТатамаМурадова, которые буквально за руку приводили талантливых мальчиков в Махачкалу, обучали, беспокоились об условиях их содержания. И сейчас средними учебными заведениями ведется профориентационная работа, Дагестанская филармония ежегодно проводит фестиваль юных музыкантов, где также выявляются талантливые дети, которые могут и должны продолжить учиться музыке после окончания музыкальной школы. Многое зависит от личности педагога, артиста, организатора, уверена, что у нас есть единомышленники, которые поддержат наши предложения и разделят с нами труд их воплощения в жизнь. В 90-е годы наши средние специальные учебные заведения: Музыкальное училище им. Г.А. Гасанова, Художественное училище им. М.А. Джемала, Колледж культуры и искусств им. Б. Мурадовой лишились своего общежития, плоды этого мы пожинаем сейчас – многие дети из сел не могут учиться, потому что им просто негде жить в городе. Сейчас по поручению главы РД Министерству культуры выделен 1 этаж общежития, принадлежащий Министерству образования и науки РД. В ближайшее время мы приведем его в порядок, и уже с 2017-го года в нем смогут жить студенты наших профильных учебных заведений.

Институт искусств находится в федеральном подчинении: учебные программы, преподавательская нагрузка и т. д. – это все определяется не в республике, а согласно федеральным стандартам. Насколько мне известно, сейчас поданы документы на получение лицензии, и если все сложится, то первых абитуриентов новый вуз встретит уже в следующем году. Безусловно, все специалисты, которые есть в республике, будут задействованы. Я сейчас не буду назвать конкретных фамилий, поскольку не вправе отвечать за этих людей.При необходимости планируется приглашать педагогов из других регионов. Это распространенная практика.

–Год назад группа молодых дагестанцев стала студентами легендарной «Щуки», это был целевой набор – они обязаны вернуться работать в театрах республики по окончании института?

– Да, эти ребята должны вернуться в республику. Наши театры нуждаются в кадровом пополнении. На целевой прием, причем не только в театральные вузы, министерство культуры Дагестана запрашивает места ежегодно, согласно предварительных заявок выпускников наших училищ, молодых людей, имеющих соответствующие данные и желающих получить профессиональное образование в области искусства. Ни одному человеку, обратившемуся к нам за направлением, мы не отказали. Но наша рекомендация не гарантирует поступления, человек в любом случае должен пройти по конкурсу. В отношении режиссуры ситуация сложнее, поскольку эта специальность предполагает наличие определенного творческого опыта и образовательного уровня. В режиссуру обычно приходят, уже имея высшее образование. А согласно российским законам, второе высшее образование можно получить только на платной основе. Но и в этом случае министерство культуры республики оказывает все возможное содействие, в том числе, оплачивает учебу, если человек выдержал все вступительные испытания и зачислен в вуз. Преодолеть эту планку могут самые талантливые, упорные и трудолюбивые, именно эти качества необходимы настоящему музыканту, режиссеру, актеру, и именно в таких кадрах нуждается сегодня республика. В настоящее время молодые режиссеры – выпускники ГИТИСа и Санкт-Петербургской академии театрального искусства успешно работают в дагестанских театрах. Надо сказать, что работа режиссера предполагает не только постоянную деятельность в театре, но и осуществление разовых постановок. При наличии в республике 11 театров, за исключением Театра кукол, где своя специфика, есть большой спрос на интересные постановочные решения, для молодых режиссеров, безусловно, найдется большое поле деятельности.

- Хорошей традицией у дагестанских художников стало дарение, благодаря чему удалось восполнить пробелы в коллекциях, а в новых музеях, в частности, Музее истории мировых культур и религий, сформировать их основу. Но закупки необходимы. Что значительного было приобретено за последние два-три года? Что планируется сделать в ближайшем году?

- Вообще, стоит отметить, что в последние годы руководство республики уделяет музеям особое внимание. Самый большой музей республики – Дагестанский объединенный историко-архитектурный (ДГОМ) – из здания на центральной площади Махачкалы, где ему давно было тесно, переехал в исторический особняк на ул. Даниялова. Что такое переезд для музея – это необходимость провести переучет всех единиц хранения, заново выстроить экспозицию, плюс капитальный ремонт здания, который надо было делать с учетом музейной специфики. Эта работа шла почти три года, и вот, наконец, 4 октября обновленный музей открылся для посетителей.На трех тысячах квадратных метрах располагаются 19 выставочных залов, включая новый Зал славы, а также Культурно-выставочный центр для проведения временных выставок, встреч и презентаций. Достаточно места для фондов, мастерских, обустроена творческая студия, экспонируется коллекции музея «Дагестанский аул».Сегодня ДГОМ – это современный многофункциональный просветительский, образовательный, культурный центр, площадка для перекрестных многоуровневых творческих и профессиональных связей, главный ретранслятор духовного наследия республики.Буквально черед дорогу от него – Дагестанский музей изобразительных искусств им. П. Гамзатовой (ДМИИ). Знаковым событием для всей республики стало приобретение в его коллекцию в 2013 г. серии работ классика дагестанской живописи ХалилбекаМусаясула с авторскими пометками. В 2014 г. ДМИИ открыл для себя художника А. Крицкого, который в 70-80-е гг. бывал в Дагестане, и прибрел три его линогравюры того периода. В 2013-2015гг. приобретались работы как авторов старшего поколения: А. Гасанова, М. Шабанова, О. Гусейнова, Х. Юсупова, так и относительно молодых, но уже признанных художников: З. Закарьяева, Н.Савельевой, Т. Мусаева, А. Сулейманова и др. По линии министерства культуры России были приобретены и переданы ДМИИ триптих И. Супьянова «Платок», работа А. Гасанова «Горянка» и видеодокументацияперформанса Т. Махачевой. Последнее говорит о том, что музей ориентируется не только на «классику», но и живо откликается на те процессы, что происходят в искусстве сегодня. Пополняется и коллекция декоративно-прикладного искусства. В 2014 г. минкультуры РФ профинансировалприобретение уникального комплекта чохто и сапожек, выполненных в к.XIX в. мастерицей золотошвейных дел А. Акниевой.В 2018 ДМИИ исполнится 60 лет, а это значит, что будет много интересных проектов. Недавно музею передано соседнее здание, после ремонта здесь можно будет видеть экспонаты, много лет хранившиеся в запасниках.

– Будем ждать с нетерпением! А как обстоит дело с восстановлением дома-музея С. Стальского, который пострадал от пожара? После восстановления здания, откуда возьмутся экспонаты взамен сгоревших?

– Литературно-мемориальный музей Сулеймана Стальского – памятник федерального значения, соответственно, к его восстановлению особые требования. Нельзя просто нанять рабочих, купить кирпич и построить дом заново. Проектно-сметная документация по восстановлению объекта уже прошла культурно-историческую экспертизу и находится на согласовании. Есть меценат, который изъявил желание за свой счет провести все работы. Параллельно ведется работа по восстановлению уцелевшего экспозиционного фонда, часть экспонатов будет отреставрирована, книги запрошены у типографий. Также ведется сбор экспонатов у населения. Думаю, что к следующему дню рождения поэта музей откроется.

– Как складываются отношения министерства с творческими союзами?

– По-разному, но в целом благополучно. Так, Союз композиторов активно сотрудничает с Дагестанской филармонией.Исполнениемузыки дагестанских композиторов оркестрами и солистами филармонии, а также нашим театром оперы и балета и другими коллективами не только знакомит зрителей с творчеством наших композиторов, но и дает им импульс к созданию новых произведений. Самое важное, чем, на мой взгляд, должны заниматься творческие союзы, это пропаганда и популяризация творчества наших музыкантов, художников, танцоров, поэтов, артистов как на местном уровне, так и на всероссийском и международном. Современные условия также ставят перед союзами задачи по привлечению в свои ряды талантливой молодежи, поиску новых форм представления результатов творческой деятельности своих членов. Тут некоторым нужно пересмотреть принципы работы, проявить большую активность.

– Вы сами много лет занимались просветительской работой, вели на телевидении авторские программы о культуре и искусстве, выходили на сцену как ведущая творческих вечеров дагестанских деятелей культуры.Скучаете по творческой работе?

– Скучать некогда, но этот опыт помогает мне лучше понимать творческих людей.

Беседовала Влада Бесараб

Автор благодарит руководителя пресс-службы министерства культуры РД Мадину Рамазанову за предоставленные фотографии и помощь в создании материала.

Опубликовать:

вернуться к списку