Выставка к юбилею художника Константина Сомова проходит в Национальной библиотеке РД
Выставка к юбилею художника Константина Сомова проходит в Национальной библиотеке РД
С 10 по 20 декабря в отделе литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представлена выставка «Сторонник чистого искусства», посвященная 150-летию художника Константина Андреевича Сомова. Константин Андреевич Сомов (1869–1939) — художник, известный в нескольких творческих ипостасях: как представитель европейской романтической ветви русского символизма, как модернист с выверенным декоративным стилем. Константин Сомов родился в Петербурге в семье историка искусства, редактора «Вестника изящных искусств» и хранителя коллекций Эрмитажа, Андрея Сомова. Его мать, Надежда Сомова, была хорошим музыкантом, широко образованным человеком. В семье Сомовых живопись и искусство были постоянным предметом разговоров и неотъемлемой частью всей ее жизни, поэтому неудивительно, что Константин Андреевич мечтал стать художником с самых юных лет. По окончании частной гимназии К. И. Мая, в 1894 году он был принят в Академию художеств, где проучился до 1897 года, так и не окончив ее официально. Учителем и наставником Константина Сомова в Академии был Илья Репин. Зимой 1897 года молодой художник добровольно покидает Академию и уезжает в столицу Франции, где живет и самостоятельно работает до осени 1899 года. В одно время с ним в Париже учились и работали А. Бенуа, Е. Лансере, А. Остроумова. В 1899 г Константин Сомов вернулся на родину и поселился в Петербурге. Здесь он занялся портретной живописью, создал портреты А. Бенуа, А. Остроумовой, художницы Е. Мартыновой. Его «Дама в голубом платье» (1897–1900) - одна из жемчужин Третьяковской галереи, шедевр русского символизма, вещь, погружающая зрителя в умиротворение и заставляющая сожалеть об ушедшей красивой, пусть и эфемерной эпохе. Еще работая под руководством И. Е. Репина, талантливый юноша предпочитал рисовать изящных арлекинов, романтичных дам из прошлого столетия, создавая искусственный и поэтичный мир прошлого. Художник Константин Сомов писал в разных жанрах. Его пейзажи наполнены романтичной лирикой, как, например, «Костер», серия времен года («Осень», «Весна», «Лето», Радуга»), и часто обобщенно символичны. В 1918 г. в издательстве Голике и Вильборга (Санкт-Петербург) вышло наиболее известное и полное издание с иллюстрациями Сомова «Книга маркизы», где художник создал не только все элементы оформления книги, но и подобрал тексты на французском языке. Существует редкий вариант этого издания так называемая «Большая «Книга маркизы»«, дополненный более фривольными иллюстрациями. В 1913 г. получил статус действительного члена Академии. В 1918 г. стал профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских. В 1923 г. Сомов уехал из России. С 1925 г. жил во Франции. Он скончался 6 мая 1939 г. в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Выставку в Национальной библиотеке РД могут посетить все желающие.
Опубликовать: