Народ, который умеет хранить в веках
и передавать из поколения в поколение святое уважение к рукописной, а подчас и кровью написанной книге

Это огромный показатель культуры и веское свидетельство высокой любви к своим истокам.

Перевести ru
Сетевое издание
Новости культуры:
Новостной портал Министерства культуры Республики Дагестан 

Учредитель сетевого издания - Министерство культуры Республики Дагестан 


Перейти на официальный сайт Министерства культуры РД
Написать письмо

Интерактивная карта культурной жизни Республики Дагестан

Ногайский район

Южно-сухокумск

Тарумовский район

Кизлярский район

Кизляр

Бабаюртовский район

Хасавюртовский район

Хасавюрт

Кизилюртовский район

Кизилюрт

Кумторкалинский район

Махачкала

Махачкала

Новолакский район

Казбековский район

Буйнакский район

Буйнакск

Карабудахкентский район

Каспийск

Гумбетовский район

Унцукульский район

Ботлихский район

Ахвахский район

Хунзахский район

Гергебильский район

Левашинский район

Сергокалинский район

Каякентский район

Избербаш

Цумадинский район

Шамильский район

Гунибский район

Цунтинский район

Тляратинский район

Чародинский район

Лакский район

Акушинский район

Кулинский район

Дахадаевский район

Кайтагский район

Дербентский район

Дербент

Дагестанские Огни

Рутульский район

Агульский район

Табасаранский район

Хивский район

Сулейман-Стальский район

Курахский район

Магарамкентский район

Ахтынский район

Докузпаринский район

-->

Халилбек Мусаев. Очерк жизни и творчества на базе коллекции ДМИИ им. П.С. Гамзатовой и НМ РД им. А. Тахо-Годи.

21 сентября 2022 года

Халилбек Мусаев. Очерк жизни и творчества на базе коллекции ДМИИ им. П.С. Гамзатовой и НМ РД им. А. Тахо-Годи.

Халил-Бек Мусаев является первым и, без преувеличения можно сказать, самым легендарным дагестанским художником. Он родился в 1897 году в семье российского наиба, в прошлом офицера лейб-гвардии его Императорского Величества Исрафила Мусаева. Родителей художник потерял в раннем детстве и воспитывался старшими братьями. Несмотря на религиозное образование, с детства проявилась его неукротимая тяга к рисованию.

Свое профессиональное образование Х.-Б. Мусаев начал в 1912 году в Тифлисе, в «Кавказском обществе поощрения изящных искусств» (КОПИ) (ныне Тбилисская государственная академия художеств) у Оскара Шмерлинга, где проучился один год. В 1913 году он поступил в Баварскую королевскую академию изобразительных искусств в Мюнхене, где проучился два семестра (зимний в 1913 и летний 1914). В связи с началом Первой мировой войны Х. Мусаев был вынужден вернуться домой. По дороге в декабре 1914 года он останавливается в Саратове, где некоторое время учится в Боголюбовском рисовальном училище (филиал Центрального училища технического рисования барона Штиглица, Санкт-Петербург). Затем возвращается в Дагестан в родное селение Чох и живет у старшего брата Абдулкаира. Сложно назвать точную дату, но в сентябре 1916 года он в качестве «помощника командира санитарного батальона» оказывается на Кавказском фронте в Турции.

Биографию Халил-Бека Мусаева, как и конкретные произведения, находящиеся в собрании ДМИИ им. П.С.Гамзатовой и НМ РД им. А. Тахо-Годи можно разделить на несколько этапов.

Первый период, с1916 по 1921 год, это время когда Х.-Б. Мусаев возвращается в Дагестан уже вполне сложившимся в профессиональном плане художником. Он с удовольствием рисует родной аул и своих односельчан. Можно сказать, он вновь открывает для себя край, который назовет потом «Страной последних рыцарей». Работа с частными коллекциями позволяет говорить, что он посещал и другие аулы, в том числе расположенный в 90 км от Чоха лакский аул Кумух. Отдельную группу представляют акварельные и карандашные работы, выполненные в 1916 году в Турции, в основном в Эрзинджане и его окрестностях. В собрании ДМИИ им.П. С. Гамзатовой находятся шесть работ этого периода. После февральской революции, Х-Б. Мусаев вновь возвращается в Дагестан. В 1917 году он работает оформителем в типографии Мавраева и преподает изобразительное искусство в реальном училище в Темир-Хан-Шуре, а также иллюстрирует первый дагестанский художественно-политический журнал «Танг-Чолпан». Работ этого периода в собрании музея не очень много. Особое место среди них занимает сюжетная акварель «Забытая песнь Дагестана» (1917). Замысел этой работы становится более понятен, когда мы вспоминаем, что художник пишет ее в сложное время глобальных политических перемен. Он размышляет о судьбе Дагестана, и в этой работе он воплощает образ Дагестана в обобщенно-символической форме.

Отдельную группу представляют портреты, посвященные историческим личностям, связанным со сложными политическими изменениями в истории Дагестана (1918-1820). Это портрет друга художника, революционера Уллубия Буйнакского, и карикатура на Деникина (20.03.1919г.), а также портрет «Командир Дербентского полка полковник Демяник» (1917 г.). Также на выставке представлены восемь номеров журнала «Танг-Чолпан» с иллюстрациями Х.-Б. Мусаева.

В 1921 году Х.-Б. Мусаев в должности заведующего отделом искусств Народного комитета просвещения Дагестана едет вместе с группой молодых дагестанских художников для продолжения образования в Грузию. Именно в этот период пребывания в Грузии его друг Е. Е. Лансере пишет портрет Х-Б. Мусаева в бурке, копия которого представлена на выставке.
К началу лета 1921 года он уезжает продолжить образование в ту же Баварскую королевскую академию изобразительных искусств, обучение в которой он вынужден был прервать в 1914 году, после чего начинается новый этап его жизни. С большим воодушевлением он занимается любимым делом. Учеба идет настолько успешно, что спустя два года ему предлагают продолжить стажировку, и оплату академия берет на себя. Халилбек просит разрешения остаться, но получает отказ. Его настойчиво зовут вернуться, чтобы он участвовал в строительстве новой жизни в Дагестане, где так ощущается нехватка специалистов в области культуры, и особенно важно было бы участие Х. Мусаева как «единственного» человека, способного «стать в центр художественно-эстетического влияния на массы через живопись, школу, театр» . Тем не менее, художник остается в Германии. В 1925 году по окончании Баварской королевской академии изобразительных искусств в Мюнхене, он обратился к правительству СССР с просьбой продлить его пребывание в Германии для стажировки еще на два года, но, получив отказ, стал невозвращенцем. В 1925 году кончается срок действия его советского паспорта, и в 1927 году он был лишен гражданства.

Дружеские связи с будущим шахом Ирана Муххамадом Реза Пехлеви позволяют Х.-Б. Мусаеву получить иранское гражданство.

Тем не менее, связи с родиной не теряются. В письмах Халил-Бека Мусаева 1923-1934 гг. к брату Каиру есть многочисленные свидетельства о постоянной непрекращающейся переписке между братьями Мусаевыми. Ситуация в корне меняется в 1937 г. Начинается эпоха поисков «врагов народа», и братья Мусаевы, имеющие родственников за границей, становятся подходящими кандидатурами на эту роль, так же как и многие, ни в чем неповинные дагестанцы. В 1937 г. расстрелян старший любимый брат художника Абдулкаир Мусаев, а спустя четыре года в 1941 посажен в тюрьму младший брат Абдулбари, сначала на десять лет, а потом отправлен в ссылку в Оренбургскую область еще на десять лет. Возвращается он в 1961 году уже больным человеком и спустя год умирает. Дагестан становится для художника недостижимой мечтою. Но работая в Германии, он продолжает рисовать образы дагестанцев, портреты прекрасных девушек в дагестанских костюмах, сцены из дагестанской жизни. В 1934 году он пишет автобтографическую книгу, посвященную его жизни в Дагестане «Страна последних рыцарей» и делает иллюстрации к ней.
В музее есть ряд работ этого периода – портрет «Девушка с карнавала», две акварели, написанные по сюжету кавказских легенд «Хочбар», «Айшат и Али», жанровая зарисовка «Гвай».

В 1939 году Х.Мусаев женится на баронессе Мелани Оливии Юлии фон Нагель. Она стала его женой вопреки воле ее семьи и прожила с ним до последнего дня его жизни. В 1946 году после падения фашистского режима, Мелани Мусаясул получает небольшое наследство в Америке и Халил-Бек с женой переезжают туда. Умер Халил-Бек Мусаев в Америке в больнице.
Конечно, помимо названных работ этот период был почти не представленным в нашей коллекции, ведь имя художника было под запретом, связи с ним утрачены. Пробел этот был восполнен в 1992 году, в период перестройки, когда экс-директор музея Патимат Саидовна Гамзатова смогла поехать в Америку для встречи с вдовой художника, которая в то время стала настоятельницей монастыря под Нью-Йорком в г. Вифлеем (в 1957 году она уходит в монастырь «Regina Laudis»). Мелани Мусаясул передала в дар дагестанскому музею 5 живописных работ - женских портретов, выполненных художником в Германии в 1930-40-х годах , одну графическую работу, датированную 1943 годом и старинное кавказское женское платье. Удивительно трогательные надписи на аварском и английском языках были сделаны Мелани Мусаясул на обратной стороне трех работ. Передавая в дар работы Халил – Бека, она написала на обратной стороне картин аварском и английском языках трогательные надписи: «В память о Халил-Беке Мусаеве. 27 сентября 1992 г.» (на англ.), «Нашего с Халилом дорогому Дагестану, 27.09.92г.» (на англ.), «Моего Халила родному Дагестану, 26.09.92 г.» (на авар.яз.), «Халил посылает этот портрет Дагестану, чтобы его имя было в Дагестане» (на авар. яз.) и «Баварская деревенская девушка посылается в память о Халил-Беке, 27.09.1992г.» (на англ. яз.). Эти картины, действительно раскрывают перед нами Халил-Бека Мусаева как яркого талантливого портретиста.

Мелани Мусаясул сказала прекрасные слова о своем супруге: «Где бы Халил не находился – он всегда был дома, и этим домом был Дагестан. Я разделяла с ним это чувство, и оно остается со мной».

Сам художник писал о себе: «Многое я потерял, кое-что приобрел, но только любовь к родине остается для меня неприкосновенной, и она, как вечность, лежит передо мной и позади меня». Этой любовью к родине пронизаны и произведения художника, которые представлены сегодня зрителю.

Текст подготовлен куратором выставки Гамзатовой С. Р.

Опубликовать:

вернуться к списку