Выставка, посвященная 120-летию со дня рождения советского режиссера, педагога Сергея Эйзенштейна.
Выставка, посвященная 120-летию со дня рождения советского режиссера, педагога Сергея Эйзенштейна.
В читальном зале отдела литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова вниманию посетителей библиотеки представлена выставка «Патриарх отечественного кино», посвященная 120-летию со дня рождения советского режиссера, теоретика искусств, педагога Сергея Михайловича Эйзенштейна.
Сергей Михайлович Эйзенштейн вошел в историю отечественного и мирового кино как один из крупнейших мировых мастеров режиссуры, педагог, выдающийся теоретик искусства. Созданные им фильмы и труды изучаются во всех киношколах и многих университетах Старого и Нового Света. Эйзенштейна еще при жизни назвали Леонардо да Винчи кинематографа - за мощь и разносторонность гения, за всеобъемлющую эрудицию, за постоянную готовность к эксперименту и за неуклонное стремление к художественному совершенству творений. Имя Эйзенштейна, одно из самых знаменитых и почитаемых в искусстве ХХ века, достойно представляет Россию в пантеоне мировой культуры наряду с именами Станиславского, Мейерхольда и Таирова, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича и многих других.
Сергей Михайлович Эйзенштейн родился в Риге. Окончил Рижское реальное училище, учился в Петроградском институте гражданских инженеров, откуда после революции 1917 года добровольцем ушел в Красную Армию. В 1920 году его направили в Академию Генштаба на курсы переводчиков, однако Эйзенштейн ушел работать художником-постановщиком в московский театр Пролеткульта, где позже стал режиссером. Большое влияние на него оказал главный режиссер театра – Всеволод Мейерхольд, познакомивший Сергея Эйзенштейна с понятием «обусловленной спонтанности». Развив теорию Мейерхольда, Эйзенштейн создал собственный стиль монтажа, при котором эффект, создаваемый последовательностью кадров в целом больше суммы его частей. Несмотря на стремление сделать свои фильмы понятными для массового зрителя, Эйзенштейн зачастую «отпугивал» аудиторию обилием символов и метафор – тем, что он называл «интеллектуальным монтажом». 24 декабря 1925 года вышел фильм Эйзенштейна под названием «Броненосец „Потёмкин“» и имел огромный успех как в СССР, так и за рубежом. Картина оказала сильное влияние на кинематографию тех лет и уже позже была названа «лучшим фильмом всех времён и народов».
В октябре 1928 года Эйзенштейн вместе со своей съёмочной группой, куда входили Григорий Александров и оператор Эдуард Тиссэ, отправился в путешествие за рубеж с целью изучения западного опыта. Это была официальная поездка, целью которой было дать возможность Эйзенштейну и его съемочной группе больше узнать о звуковом кино, а также лично представить капиталистическому западу известных советских артистов. Последующие 2 года Эйзенштейн много путешествовал и выступал по берлинскому радио, читал лекции в Гамбурге, Берлине, Лондоне и Кембриджском университете, Антверпене, Амстердаме, сделал доклад «Интеллектуальный монтаж» в Брюссельском университете.
В 1930 году он заключил контракт с кинокомпанией Paramount Pictures на экранизацию романа Теодора Драйзера «Американская трагедия». Вместе с Айвором Монтегю и Григорием Александровым при содействии Драйзера начал работу над сценарием. Через месяц Paramount отказалась от его сценария. С помощью писателя Эптона Синклера Эйзенштейн приступил к съёмкам фильма «Да здравствует Мексика!». Однако после того, как было отснято 75 тысяч метров, Сталин направил ему телеграмму с предложением вернуться в СССР.
После возвращения в 1932 году Эйзенштейн занялся научной и педагогической деятельностью, стал заведующим кафедрой режиссуры Государственного института кинематографии, в 1935 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Эйзенштейн писал статьи, составил проект программы по теории и практике режиссуры, на основе прочитанных лекций начал собирать книгу «Режиссура». Весной 1935 года Эйзенштейн начал работать над сценарием «Бежин луг». Сценарий к фильму был написан драматургом, бывшим чекистом, Александром Георгиевичем Ржешевским. Сюжетом фильма была коллективизация сельского хозяйства, сочетавшая радужные и трагические краски и опиравшаяся на историю Павлика Морозова.
В 1938 году Эйзенштейн написал сценарий историко-патриотического фильма «Александр Невский». За него получил учёную степень доктора искусствоведения (без защиты диссертации). На съемках фильма началось творческое содружество С. Эйзенштейна с композитором С. Прокофьевым. «Александр Невский», явившись, безусловно, вехой в творчестве, ознаменовал собой резкую смену режиссером своего художественного метода.
Сняв за свою карьеру лишь семь художественных картин, Эйзенштейн, тем не менее, вошел в историю кино как один из крупнейших его теоретиков (и практиков), сумев показать, что в возможности облекать абстрактные понятия в конкретные образы кинематограф намного обогнал своего предшественника – театр XIX века. Фильмы же Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» (1925), «Александр Невский» (1938), «Иван Грозный» (1945 - 1958) являются шедеврами мирового кинематографа.
Умер Сергей Михайлович 11 февраля 1948 года в Москве в возрасте 50 лет, не успев закончить большинство своих трудов. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище
Опубликовать: