Министерство культуры появилось в Дагестане лишь в 1953 году. Но под другими названиями ему предшествовали государственные органы, осуществляющие культурную политику государства. За почти 90 - летнюю историю ведомства сменилось несколько названий, поменялось более двух десятков руководителей: наркомов, начальников управлений, министров. Так, в 1920 г. в составе отдела просвещения и печати при Революционном Совете Обороны был создан подотдел искусств, выполняющий функции курирования и управления сферой культуры. В 1921г. в составе Главполитпросвета при Народном комиссариате просвещения создается отдел искусств и РОСТА, в 1936 г. переоформленный в Управление по делам искусства при Совнаркоме ДАССР. И уже в мае 1953 г. было создано Министерство культуры ДАССР, переименованное в 1992г. в Министерство культуры Республики Дагестан. В результате реорганизации 2006 г. культура была объединена с туризмом, ведомство соответственно получило название Министерство культуры и туризма, но через два года вернулось к прежнему.
Замечательно, что все эти органы власти с самого начала работали не формально, а на деле осуществляли «культурную революцию». Время было сложное, многое приходилось делать впервые, и сегодня приходится только поражаться, какой огромный скачок искусство Дагестана сделало в XX в., стремительно совершив переход от форм традиционного искусства к различным видам профессионального.
Для постреволюционного этапа развития культуры и искусства Дагестана, как и для всей страны в целом, были характерны интенсивные методы «насаждения» новых форм культуры с типичным идеологическими приоритетами и классовым подходом, когда искусство признавалось одним из важнейших средств формирования «нового человека». Из этого следовал приоритет идеологических ценностей искусства перед эстетическими, что нередко приводило к снижению художественного уровня произведения, но все это освещалось глубоким гуманистическим пафосом, искренней верой в «нового человека», в возможность построения справедливого общества.
Несмотря на немалые недостатки и перегибы культурной революции, она позволила ускоренными темпами сформировать в Дагестане достаточно развитую государственную инфраструктуру культуры, обеспечить ее учреждения и их творческую практику финансами, профессиональными кадрами художников, режиссеров, артистов, хореографов, музыкантов. С этим периодом истории дагестанской культуры неразрывно связано имя первого наркома просвещения А.Тахо-Годи, при непосредственном участии которого создавался Краеведческий музей (ныне Национальный музей РД им.А.Тахо-Годи), открывались театры, музыкальные школы и театрмузтехникум, хореографические коллективы. Все, кто стоял рядом с А.Тахо-Годи у истоков дагестанского профессионального искусства - Г.А.Гасанов, М.-А.Джемал. Х.М.Аскар-Сарыджа, Д.Далгат, Т.Мурадов, Б.Мурадова - были людьми высокообразованными, преданными идеалам революции, понимающими необходимость преемственности новых форм искусств с традиционной культурой народов Дагестана. Композиторы, хореографы, художники в своем творчестве обращались к народным основам музыкального и хореографического искусства, фольклору и этнографии народов Дагестана.
Советская власть понимала необходимость сохранения культурного наследия прошлого. Начиная с 1921г. по районам Дагестана организуются многочисленные научно-этнографические экспедиции для сбора информации, участие в которых принимали видные ученые-исследователи из Москвы, Ленинграда, Ростова и других научных центров страны. В 30-е годы начинается систематическое изучение традиционной культуры народов Дагестана выдающимся кавказоведом Е.М.Шиллингом, заложившим основы этнографической науки в Дагестане. Уже в 20-е годы были организованы художественные артели ювелиров, ковроделия, керамического производства. Осенью 1931г. по решению бюро обкома КПСС был начат культсанштурм, главной задачей которого была ликвидация неграмотности населения и который произвел настоящую революцию в быту горцев.
К концу 30-х годов в корне меняется социально-культурный облик Дагестана. Очень важно, что культурные ценности становятся доступными широким слоям населения. В 1932 г. республика имела 36 библиотек. 443 избы-читальни, 303 красных уголка, 60 саклей горянок, 172 киноустановки. В 1934г. проходит I съезд писателей республики, в 1936г. был образован Союз художников Дагестана, который возглавил М.-А.Джемал.
Оглядываясь назад, мы часто употребляем слово «первый»: первый дагестанский композитор, первый профессиональный хор. оркестр, театр, первая опера, симфония, балет, первая художественная выставка. Но поражает высокий уровень всего того, что свершалось в эти годы впервые, практически, не было периода ученичества, примитивного подражания более развитым в профессиональном отношении культурным центрам: впервые - и сразу качественно! Этот феномен, по-видимому, связан с высочайшим уровнем традиционной народной культуры дагестанских народов, их духовным опытом, насчитывающими не одно тысячелетие и ставшими базой для развития профессионального искусства.
Начальники Управления по делам искусств ДАССР
Конец 50-х - 60-е годы ознаменованы яркими событиями в разных областях культурной жизни республики. Открывается музей изобразительных искусств, в основу собрания которого легли произведения русского и западноевропейского искусства из Художественного отдела Краеведческого музея, с любовью собираемые в свое время первым наркомом просвещения Л.Тахо-Годи. Создается легендарный ансамбль «Лезгинка», начавший свое триумфальное шествие по миру с выступления в 1960 г. на Декаде литературы и искусства Дагестана в Москве, на которой многонациональное искусство страны гор предстало перед московским зрителем во всем многообразии и блеске. Началось возрождение традиционной культуры Дагестана. В 1956 г. создается первый фольклорно-этнографический ансамбль «Акуша», в 1969 г. получивший на II Международном фестивале фольклора горных земель в польском городе Закопане главный приз - «Золотой топорик».
С конца 50-х годов благодаря политическим переменам в стране наступает период определенной демократизации художественного творчества. Больших успехов в это время достигает наше изобразительное искусство, чему во многом художественного училища, которое возглавил М.-А.Джемал. В 1979 г. был сдан в эксплуатацию самый большой и современный на Северном Кавказе Выставочный зал Союза художников, где с успехом прошла зональная выставка «Советский юг-79». Надо отметить огромную просветительскую работу в эти годы Музея изобразительных искусств, выставка которого «Декоративно-прикладное искусство Дагестана» с триумфом экспонировалась во всех странах соцлагеря, а также в Италии, Англии, Японии, Кувейте, Алжире, во всех союзных республиках и многих областных центрах страны.
В 80-е годы продолжали развиваться все прежние направления и формы как профессионального, так и традиционного искусства, но новые веяния, витавшие в общественной атмосфере, требовали нового художественного языка. На авансцену дагестанского изобразительного искусства выходят художники «новой волны», появляются альтернативные социалистическому реализму направления в живописи, музыке, театральном искусстве. Не всегда было понимание и принятие нового, но серьезных конфликтов между художником и властью з Дагестане не было.
Сложную ситуацию пережила наша культура в постперестроечное время. Несмотря на экономический и политический кризис в стране, музеи, театры, библиотеки республики сумели выстоять и сберечь все. что было наработано ранее, и продолжали вести активную культурно-просветительскую деятельность, но уже в условиях большей творческой свободы. Интересные просветительские и выставочные проекты осуществляются дагестанской филармонией, музеем изобразительных искусств, Национальной библиотекой, Республиканским домом народного творчества. В республике открывается еще четыре театра, в том числе заветная мечта Г.А.Гасанова- театр оперы и балета, первой постановкой которого стала опера Г.Гасанова «Хочбар».
В 90-е годы Министерство культуры ежегодно стало проводить неделю «Театр и дети», «Неделя детской музыки», «Неделю детской книги», Республиканский конкурс юных музыкантов им.Г.Гасанова, Детский конкурс юных дарований «Перепелочка».
Эта тенденция развития всех направлений дагестанской профессиональной культуры продолжается и в последующие годы. Только за последние несколько лет в Дагестане открылись два музея - этнографический комплекс «Дагестанский аул» и Музей истории мировых культур и религий в Дербенте, Школа искусств для особо одаренных детей им.М.Кажлаева. Изысканным подарком махачкалинцам стал Театр поэзии, успевший за полгода своей деятельности зарекомендовать себя как высокопрофессиональный творческий коллектив. С начала 2000-х годов подведомственными учреждениями Министерства культуры проводятся многочисленные музыкальные, театральные и фольклорно-этнографические фестивали, креативные выставки и театральные постановки, художественные акции, в том числе Международный фестиваль русских театров республик Северного Кавказа и стран Черноморско-Каспийского региона, ежегодный Международный музыкальный фестиваль «Порт-Петровские ассамблеи». Большое внимание уделяется возрождению традиционной культуры народов Дагестана. В рамках реализации приоритетного проекта развития Республики Дагестан «Человеческий капитал» во всех районах созданы Центры традиционной культуры народов России, ставшие подлинными очагами возрождения народных песен, танцев, костюмов, старинных обрядов. С 2004 г. проводится Международный фестиваль фольклора и традиционной культуры «Горцы», с 2011 г. - «Каспий - берега дружбы».