Министерство культуры появилось в Дагестане лишь в 1953 году. Но под другими названиями ему предшествовали государственные органы, осуществляющие культурную политику государства. За почти 90 - летнюю историю ведомства сменилось несколько названий, поменялось более двух десятков руководителей: наркомов, начальников управлений, министров. Так, в 1920 г. в составе отдела просвещения и печати при Революционном Совете Обороны был создан подотдел искусств, выполняющий функции курирования и управления сферой культуры. В 1921г. в составе Главполитпросвета при Народном комиссариате просвещения создается отдел искусств и РОСТА, в 1936 г. переоформленный в Управление по делам искусства при Совнаркоме ДАССР. И уже в мае 1953 г. было создано Министерство культуры ДАССР, переименованное в 1992г. в Министерство культуры Республики Дагестан. В результате реорганизации 2006 г. культура была объединена с туризмом, ведомство соответственно получило название Министерство культуры и туризма, но через два года вернулось к прежнему.

Замечательно, что все эти органы власти с самого начала работали не формально, а на деле осуществляли «культурную революцию». Время было сложное, многое приходилось делать впервые, и сегодня приходится только поражаться, какой огромный скачок искусство Дагестана сделало в XX в., стремительно совершив переход от форм традиционного искусства к различным видам профессионального.

Для постреволюционного этапа развития культуры и искусства Дагестана, как и для всей страны в целом, были характерны интенсивные методы «насаждения» новых форм культуры с типичным идеологическими приоритетами и классовым подходом, когда искусство признавалось одним из важнейших средств формирования «нового человека». Из этого следовал приоритет идеологических ценностей искусства перед эстетическими, что нередко приводило к снижению художественного уровня произведения, но все это освещалось глубоким гуманистическим пафосом, искренней верой в «нового человека», в возможность построения справедливого общества.

Несмотря на немалые недостатки и перегибы культурной революции, она позволила ускоренными темпами сформировать в Дагестане достаточно развитую государственную инфраструктуру культуры, обеспечить ее учреждения и их творческую практику финансами, профессиональными кадрами художников, режиссеров, артистов, хореографов, музыкантов. С этим периодом истории дагестанской культуры неразрывно связано имя первого наркома просвещения А.Тахо-Годи, при непосредственном участии которого создавался Краеведческий музей (ныне Национальный музей РД им.А.Тахо-Годи), открывались театры, музыкальные школы и театрмузтехникум, хореографические коллективы. Все, кто стоял рядом с А.Тахо-Годи у истоков дагестанского профессионального искусства - Г.А.Гасанов, М.-А.Джемал. Х.М.Аскар-Сарыджа, Д.Далгат, Т.Мурадов, Б.Мурадова - были людьми высокообразованными, преданными идеалам революции, понимающими необходимость преемственности новых форм искусств с традиционной культурой народов Дагестана. Композиторы, хореографы, художники в своем творчестве обращались к народным основам музыкального и хореографического искусства, фольклору и этнографии народов Дагестана.

Советская власть понимала необходимость сохранения культурного наследия прошлого. Начиная с 1921г. по районам Дагестана организуются многочисленные научно-этнографические экспедиции для сбора информации, участие в которых принимали видные ученые-исследователи из Москвы, Ленинграда, Ростова и других научных центров страны. В 30-е годы начинается систематическое изучение традиционной культуры народов Дагестана выдающимся кавказоведом Е.М.Шиллингом, заложившим основы этнографической науки в Дагестане. Уже в 20-е годы были организованы художественные артели ювелиров, ковроделия, керамического производства. Осенью 1931г. по решению бюро обкома КПСС был начат культсанштурм, главной задачей которого была ликвидация неграмотности населения и который произвел настоящую революцию в быту горцев.

К концу 30-х годов в корне меняется социально-культурный облик Дагестана. Очень важно, что культурные ценности становятся доступными широким слоям населения. В 1932 г. республика имела 36 библиотек. 443 избы-читальни, 303 красных уголка, 60 саклей горянок, 172 киноустановки. В 1934г. проходит I съезд писателей республики, в 1936г. был образован Союз художников Дагестана, который возглавил М.-А.Джемал.

Оглядываясь назад, мы часто употребляем слово «первый»: первый дагестанский композитор, первый профессиональный хор. оркестр, театр, первая опера, симфония, балет, первая художественная выставка. Но поражает высокий уровень всего того, что свершалось в эти годы впервые, практически, не было периода ученичества, примитивного подражания более развитым в профессиональном отношении культурным центрам: впервые - и сразу качественно! Этот феномен, по-видимому, связан с высочайшим уровнем традиционной народной культуры дагестанских народов, их духовным опытом, насчитывающими не одно тысячелетие и ставшими базой для развития профессионального искусства.

Развитие культуры требовало и повышения организационного и профессионального уровня деятельности соответствующих структур власти. В 1936 г. государственное управление культурным строительством было возложено на Управление по делам искусств при Совнаркоме ДАССР, сумевшее обеспечить развитие культуры и искусства в сложных условиях предвоенной и военной поры, послевоенного восстановления народного хозяйства.

В период Великой Отечественной войны культурные учреждения республики перестроили свою деятельность в соответствии с задачами военного времени. Многие деятели культуры были призваны в армию, ушли воевать добровольцами. Оставшиеся преданно служили на «культурном фронте», переключившись на создание нового, антифашистского репертуара, произведений героико-патриотического направления. За первый год войны театры Дагестана обслужили около 320 тыс. зрителей, в 1942 г. дали более полутора тыс. спектаклей. Тысячи агитплакатов с текстами на всех языках народов Дагестана выпустил в течение первых лет войны Союз художников. Несмотря на все трудности военного времени, в годы войны в Дагестане открывается, Государственная филармония, сеть клубных учреждений. Большую культурно-просветительную работу проводили библиотеки. Краеведческий музей, открывшийся перед самой войной Кукольный театр. Художественные промыслы всецело переключаются на производство продукции для фронта и тыла.

17-летняя деятельность Управления по делам искусства стала основой для работы будущего Министерства культуры. В 1955г. в ведении министерства находилось 47 домов культуры, 5 музеев, 57 районных и городских библиотек, 25 детских библиотек, 380 сельских библиотек, 102 киноустановки, 99 кинопередвижек, 44 районных и городских типографий.

 

Начальники Управления по делам искусств ДАССР

Макашарип Асельдерович Асельдеров

(май 1936 г.- 11 октября 1937г.)

Лилия Эммануиловна Коцман

(11 октября 1937г. - июнь 1938 г.)

Владимир Антонович Рийс

(15 июня 1938 г. - сентябрь 1939 г.)

Михаил Иванович Молодкин

(25 сентября 1939 г. - 29 марта 1941г.)

Разил Рахимович Разилов

(29 марта 1941г. - 7 июня 1943 г)

Абдул Курбанович Батыров

(7 июня 1943 г. - 25 мая 1947г.)

Гамид Азизович Темирханов

(25 мая 1947 г. - 31 октября 1951 г.)

Идрис Джамалутдинович Байсугуров

(31 октября 1951 г. - 26 августа 1952 г.)

 

Конец 50-х - 60-е годы ознаменованы яркими событиями в разных областях культурной жизни республики. Открывается музей изобразительных искусств, в основу собрания которого легли произведения русского и западноевропейского искусства из Художественного отдела Краеведческого музея, с любовью собираемые в свое время первым наркомом просвещения Л.Тахо-Годи. Создается легендарный ансамбль «Лезгинка», начавший свое триумфальное шествие по миру с выступления в 1960 г. на Декаде литературы и искусства Дагестана в Москве, на которой многонациональное искусство страны гор предстало перед московским зрителем во всем многообразии и блеске. Началось возрождение традиционной культуры Дагестана. В 1956 г. создается первый фольклорно-этнографический ансамбль «Акуша», в 1969 г. получивший на II Международном фестивале фольклора горных земель в польском городе Закопане главный приз - «Золотой топорик».

С конца 50-х годов благодаря политическим переменам в стране наступает период определенной демократизации художественного творчества. Больших успехов в это время достигает наше изобразительное искусство, чему во многом художественного училища, которое возглавил М.-А.Джемал. В 1979 г. был сдан в эксплуатацию самый большой и современный на Северном Кавказе Выставочный зал Союза художников, где с успехом прошла зональная выставка «Советский юг-79». Надо отметить огромную просветительскую работу в эти годы Музея изобразительных искусств, выставка которого «Декоративно-прикладное искусство Дагестана» с триумфом экспонировалась во всех странах соцлагеря, а также в Италии, Англии, Японии, Кувейте, Алжире, во всех союзных республиках и многих областных центрах страны.

В 80-е годы продолжали развиваться все прежние направления и формы как профессионального, так и традиционного искусства, но новые веяния, витавшие в общественной атмосфере, требовали нового художественного языка. На авансцену дагестанского изобразительного искусства выходят художники «новой волны», появляются альтернативные социалистическому реализму направления в живописи, музыке, театральном искусстве. Не всегда было понимание и принятие нового, но серьезных конфликтов между художником и властью з Дагестане не было.

Сложную ситуацию пережила наша культура в постперестроечное время. Несмотря на экономический и политический кризис в стране, музеи, театры, библиотеки республики сумели выстоять и сберечь все. что было наработано ранее, и продолжали вести активную культурно-просветительскую деятельность, но уже в условиях большей творческой свободы. Интересные просветительские и выставочные проекты осуществляются дагестанской филармонией, музеем изобразительных искусств, Национальной библиотекой, Республиканским домом народного творчества. В республике открывается еще четыре театра, в том числе заветная мечта Г.А.Гасанова- театр оперы и балета, первой постановкой которого стала опера Г.Гасанова «Хочбар».

В 90-е годы Министерство культуры ежегодно стало проводить неделю «Театр и дети», «Неделя детской музыки», «Неделю детской книги», Республиканский конкурс юных музыкантов им.Г.Гасанова, Детский конкурс юных дарований «Перепелочка».

Эта тенденция развития всех направлений дагестанской профессиональной культуры продолжается и в последующие годы. Только за последние несколько лет в Дагестане открылись два музея - этнографический комплекс «Дагестанский аул» и Музей истории мировых культур и религий в Дербенте, Школа искусств для особо одаренных детей им.М.Кажлаева. Изысканным подарком махачкалинцам стал Театр поэзии, успевший за полгода своей деятельности зарекомендовать себя как высокопрофессиональный творческий коллектив. С начала 2000-х годов подведомственными учреждениями Министерства культуры проводятся многочисленные музыкальные, театральные и фольклорно-этнографические фестивали, креативные выставки и театральные постановки, художественные акции, в том числе Международный фестиваль русских театров республик Северного Кавказа и стран Черноморско-Каспийского региона, ежегодный Международный музыкальный фестиваль «Порт-Петровские ассамблеи». Большое внимание уделяется возрождению традиционной культуры народов Дагестана. В рамках реализации приоритетного проекта развития Республики Дагестан «Человеческий капитал» во всех районах созданы Центры традиционной культуры народов России, ставшие подлинными очагами возрождения народных песен, танцев, костюмов, старинных обрядов. С 2004 г. проводится Международный фестиваль фольклора и традиционной культуры «Горцы», с 2011 г. - «Каспий - берега дружбы».

Министры культуры

Али Гамзатов

(1953-29 сентября 1954 г.)

 

Изумруд Гаджиевна Губаханова

(18 января 1955 г. -30 августа 1963 г.)

 

Раджаб-Али Омарович Омаров

(30 августа 1963 г. - 24 мая 1965 г.)

 

Дибир Магомедович Магомедов

(9 февраля 1966 г. - 13 марта 1970 г.)

https://minkultrd.ru/files/26/Gamzatov%2026.12.2023%2013-36.jpg

Гаджи Гамзатович Гамзатов

(1 апреля 1970 г. - 9 ноября 1972г.)

Абдулатип Юсупович Гаджиев

(9 ноября 1972г. - 12 июля 1986 г.)

Багаудин Гаджиахмедович Ахмедов

(12 ноября 1986 г. - 21 октября 1988 г.)

Наида Абдурахмановна Абдулгамидова

(27 января 1989 - 2006 г.)

Зумруд Запировна Сулеймановна

(9 марта 2006 -22 июля 2013 г.)

Количество просмотров:406